Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианская библиотека. Поэзия и проза про Библию и христианство. Периодические христианские издания. Комментарии к Библии. - Маранафа

ВОЙНА СВОБОД

Нам приятно, когда нас считают хорошими, порядочными людьми. ПОЧЕМУ ЖЕ ТАК ТРУДНО НЕ КАЗАТЬСЯ, НО БЫТЬ ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ? ПОТОМУ ЧТО ЛЕГКО БЫТЬ ХОРОШИМ, ПОКА ВОКРУГ ВСЁ ХОРОШО. Есть такая притча: в одной семье маленький сын никогда не разговаривал, и родители думали, что он немой. Но однажды он сказал: “Мама, кисель невкусный”. Родители заплакали от счастья и спросили у него: “Сынок, почему ж ты раньше молчал?” “А меня всё устраивало”. Так и мы смиренные и кроткие, пока нас всё устраивает. В принципе мы хотим вроде бы немного, но чтоб оно было всегда и его было вдоволь. Но, как говорится в другой притче, “ВСЕГО МАЛО, А ВСЕХ МНОГО, ПОЭТОМУ ВСЕМ ВСЕГО НЕ ХВАТАЕТ”. Так возникают недовольства, ссоры, обиды, конфликты.

А вот американцы всегда улыбаются, по поводу и без. Но, во-первых, это привычка, а во-вторых, и они улыбаются до тех пор, пока вокруг всего много. А во время лишений и с них быстро слетает личина порядочности, и обнажаются инстинкты. Пример тому — теракт 11 сентября, превративший Америку из якобы всеобщего благодетеля в мирового жандарма.

Всегда и везде происходит конфликт интересов, Война Свобод. Ладно, когда вопрос пустяковый: наступили на ногу в транспорте, сели на твое место в церкви. Нужно ли уступать место в трамвае, если заплатил за проезд? И если да, то почему? Разве я не имею права сесть и перевести дух?!

Но если дело гораздо серьезнее? Если нам переходят дорогу в личной жизни, подсиживают на работе? Что тогда? Ждать “у моря погоды”? Защищаться? Мы же свободные люди со своими правами. Если я умираю от голода, имею ли право оттолкнуть другого, чтобы наесться самому? ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МОЯ СВОБОДА В ОПАСНОСТИ? ЕСЛИ МОЕЙ СВОБОДЕ, МОИМ ПРАВАМ ОБЪЯВИЛИ ВОЙНУ СВОБОДЫ И ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?

Мне бы хотелось предложить вам точку зрения человека, который удивительно глубоко понимал эти вопросы. Который умел быть человечным и принципиальным одновременно. Может быть, самого свободного человека того времени, и притом устремленного к великой цели. Апостола Павла.

Римлянам 14:1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен, [что можно] есть всё, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его. 5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. 6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Речь идет, конечно, не о свинине и субботе, а о мясе чистых животных, посвященных языческим богам, и о соблюдении праздников обрядового закона Моисея. По мнению апостола Павла, эти вопросы являются личным делом каждого. Вот современный пример: каждый адвентист сам решает, есть ли ему сыр, уксус, специи, продукты с консервантами, какое количество медикаментов принимать, стоит ли поздно ложиться и вставать, вести сидячий образ жизни, носить синтетическую одежду и т.д. Мы все знаем, что всё это вроде бы не полезно, но я не знаю случая, чтоб хотя бы в другом полушарии исключали из церкви за такие вещи. Отсюда первый вывод: ПОКА ЭТО НЕ ЗАТРАГИВАЕТ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЧЕЛОВЕК ВОЛЕН ПОСТУПАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ. В таких вопросах он полностью свободен.

Римлянам 14:7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - [всегда] Господни. 9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми. 10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. 12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

Даже не веря в Бога, мы никогда не станем до конца автономными существами. Путь к внутренней свободе как раз противоположен — добровольно признать себя слугой Иисуса Христа. Вывод второй: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА ОСВОБОЖДАЕТ ВЕРУЮЩЕГО ОТ РАБСТВА ЧЕЛОВЕКУ.

Всё это очень приятно слышать, и в современном христианстве нет дефицита на проповедников таких идей. Во всём, что мы читали, содержится правда и только правда. Но… не вся правда. И если мы на этом остановимся, наша вера будет однобокой. У духовной независимости и религиозного индивидуализма есть очень опасная изнанка. Например, гордыня и самоугождение.

Мы никогда не должны забывать, что НАША СВОБОДА КУПЛЕНА ВЫСОКОЙ ЦЕНОЙ ГОЛГОФСКОЙ КРОВИ И ПОДАРЕНА НАМ БЕЗ МАЛЕЙШИХ ЗАСЛУГ С НАШЕЙ СТОРОНЫ. Если я не завишу от людского мнения, то это только потому, что мое подчинение гораздо больше! Это значит, что я равняюсь не на ограниченного и грешного человека, но всеведущего святого Бога. Это значит, что самоправедности и гордыне совсем нет места в моей жизни. Это значит, что я гораздо острее буду чувствовать свое недостоинство и греховность.

Римлянам 14:13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну. 14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. 15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. 16 Да не хулится ваше доброе. 17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. 18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей. 19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. 20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

Но как не подавать другим повод?! Ведь, как говорят, “на чужой роток не накинешь парашют”. Согласен, угождать всем — последнее дело. Но посмотрите, как апостол выстраивает свою мысль:

во-первых, главное — быть чистым перед Богом;

во-вторых, поступать не по любви — значит губить человека, ведь смысл спасения не в обрядах, а в примирении с собой, Богом и ближними;

в-третьих, мы должны считаться с духовным уровнем окружающих людей;

в-четвертых, нет ничего важнее спасения человеческой души. Вывод третий: ЗРЕЛЫЙ ВЕРУЮЩИЙ ДОЛЖЕН ПОСТУПИТЬСЯ СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ДРУГИХ.

Римлянам 15:1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. 4 А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Какая неожиданность! Люди используют силу, чтобы нарушать чужую свободу. НО В ХРИСТИАНСТВЕ О СИЛЕ ЧЕЛОВЕКА СУДЯТ ПО ЕГО СПОСОБНОСТИ ЧУЖУЮ СВОБОДУ… ОХРАНЯТЬ, СЛУЖА ДРУГИМ. Обратите внимание на 2-й текст. Апостол не призывает нас быть денщиками барина-самодура, напротив, — христианское служение призвано воспитать и облагородить и служащего, и того, кому служат. Конечно, так бывает далеко не всегда, особенно со второй стороной. Недавно на молодежной домашней церкви была тема о социальном служении. И один наш брат заметил, что смягчить боль разочарования в служении другим можно, лишь помня, что все люди — наглые и неблагодарные существа, и не ожидая, что если сделал им добро, они так же трепетно будут относиться к твоим правам и потребностям.

К сожалению, я вынужден согласиться с этим мнением. ИСКАТЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ У ЛЮДЕЙ — БЕСПЛОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Сколь многие добрые намерения разбились об эту холодную стену! Сколько благородных мечтателей у этой черты превратилось в озлобленных циников, живущих под лозунгами типа “Когда я узнал людей, то полюбил собак”! И тут мы встречаем одно из главных отличий христианства от прочих мировоззрений. В основе человеческих учений лежит мораль: “ты должен поступать так-то и так-то”. А если мне не нравится тот или иной совет? Почему я должен заставлять себя? Кто сказал, что поступать так правильно? И кто доказал это своей жизнью? ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ХРИСТИАНСТВА В ТОМ, ЧТО НА ЭТИ ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТИЛ ИИСУС ХРИСТОС. Он показал нам реальный, живой исторический пример. Более того, Он дал нам силу Святого Духа идти Его путем! Всем советую посмотреть фильм “Преобразователь времени”. Его идея в том, что СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ДЕГРАДИРУЕТ, ПОТОМУ ЧТО ИГНОРИРУЕТ НЕ МОРАЛЬ, А ИИСУСА ХРИСТА! Именно Он выступает гарантом правильности Своих заповедей и источником праведности для каждого из нас. Уже многие философы признали, что само учение о правах человека вообще возникло (!) из идеи Бога как личного Спасителя, открытого в библейском христианстве. Теперь же люди защищают свои права, не желая слышать об их происхождении. Неудивительно, что при небывалом развитии законодательства такие личности не чувствуют себя свободнее.

Служение другим — не просто холодная стена. Это отвесная скала, по которой карабкаешься с риском для жизни. Чтобы не разочароваться, служа другим, нам нужно, как написано, смотреть на пример Христа, черпать надежду в Божьем Слове и уповать на силу Небесного Отца. Некоторые мои родственники занимались альпинизмом, и я знаю, что у этих спортсменов есть правило: при восхождении на гору у каждого альпиниста должно быть одновременно не меньше трех точек опоры. То есть можно относительно безопасно перемещать за раз только одну конечность, прочно зафиксировав остальные. И в стихах 3—5 мы встречаем тот же “принцип трех точек опоры”: пример Иисуса, утешение Писанием, сила Бога-Отца. НО ЗДЕСЬ НЕ СКАЗАНО ДАЖЕ О МИНИМАЛЬНОМ ВОЗДАЯНИИ ОТ ЛЮДЕЙ! Случай исцеления Христом десяти прокаженных показывает, что ЕСЛИ ВЫ ОХРАНЯЕТЕ ПРАВА ДРУГИХ, СЛУЖА ИМ ИЗ РАСЧЕТА (хотя бы на элементарное “спасибо”!), РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВЫ БУДЕТЕ ЖЕСТОКО РАЗОЧАРОВАНЫ. ЭТО ТОЧКА НЕ ОПОРЫ, А НАИБОЛЬШЕГО РИСКА! Так Исаия сравнивает внешнюю политику древнего Египта с камышинкой, которая при попытке опереться на нее ломается, разрезая руки подобно стеклу. Вывод четвертый: ПОСТУПАТЬ КАК ИИСУС — ЗНАЧИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОИХ ПРАВ ИЗ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ.

И опять-таки мы сказали правду, но не всю. Зная греховную сторону человека, не нужно забывать о его свободе выбрать Бога и измениться. И хоть служение другим часто напоминает попытки ведром воды оросить пустыню Сахару, Иисус призывает нас не черстветь сердцем и верить в человека. Так и Бога десять клянет, а еще десять прославляет. Не всё так плохо. Будучи исцелен, один из десяти прокаженных всё-таки вернулся поблагодарить Христа. Все три года Его земного служения юная церковь насчитывала только двенадцать постоянных членов, но потом эти люди буквально отдали за Христа свою жизнь. Знание только греховной природы человека — тот же цинизм. Но Христос учит нас также верить в людей и ждать их отклика на Благую весть.

Давайте повторим наши выводы еще раз. Человек имеет право поступать по своему усмотрению, пока это не затрагивает интересы других людей; зависимость от Бога освобождает верующего от рабства человеку; зрелый верующий должен поступиться своими интересами для спасения других; поступать как Иисус — значит отказаться от своих прав из любви к ближнему. Так Бог регулирует права и свободы не только мои, но каждого человека на земле.

Так должен ли я уступать место в трамвае, если заплатил за проезд? Я ИМЕЮ ПРАВО НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО (оно защищено законом), НО ЛЮБОВЬ БОЛЬШЕ МОИХ ПРАВ. Я имею право сидеть, но если по-христиански люблю этого человека, уступлю место. Что же делать, если моей свободе, моим правам объявили войну свободы и права других людей? В ВОЙНЕ СВОБОД ХРИСТИАНИН МОЖЕТ И УКЛОНИТЬСЯ ОТ СРАЖЕНИЯ, ВЕДЬ ИИСУС ПОБЕДИЛ НЕ ЛЕГИОНОМ АНГЕЛОВ, А МОЛИТВОЙ ЗА ПАЛАЧЕЙ.

Максим Балаклицкий