Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианская библиотека. Поэзия и проза про Библию и христианство. Периодические христианские издания. Комментарии к Библии. - Маранафа

День Всех Влюбленных (14 февраля) - история праздника.

Как и все древние праздники, День Святого Валентина окутан шлейфом маловразумительных и порой противоречащих друг другу легенд. Все они сходятся лишь в одном - истоки этого прекрасного праздника следует искать в истории древней Римской Империи. Правда и здесь версии разные. Некоторые ученые говорят о том, что именно в это время наступал римский Новый год, совпадающий у римлян с началом весны. (Другие, что 1 января.) Как и все люди, римляне любили повеселиться и отмечали наступление Нового года пышными праздниками, представлениями и гуляниями. Значительное место в праздновании римского нового года отводилось новогодним гаданиям. И предавались этому делу отнюдь не только романтически настроенные барышни, но и вполне серьезные, деловые, как теперь принято говорить, люди. Ведь результаты новогоднего гадания определяли весь успех (или неудачи) предстоящего года - урожай, карьера, финансовое благосостояние. Если на Руси девушки гадали на Святки, то в Европе отголоском древнего обычая осталась традиция гадать на имя суженого именно 14 февраля, в день Святого Валентина.

Приблизительно в это же время в античном мире праздновали Панургии - ритуальные игрища в честь бога Пана (в римской традиции - Фавн) - покровителя стад, лесов, полей и их плодородия. Пан - весельчак и повеса, прекрасно играет на свирели и вечно преследует нимф своей любовью.

Здесь же, в канун весны, римские матроны приносили жертвы и чтили Юнону - богиню материнства, брака, женщин и женской производительной силы. Как богиню плодовитости Юнону связывали с Фавном.

Все вышесказанное можно считать языческим вкладом в традицию Дня Всех Влюбленных. Теперь настало время познакомиться с истоками легенд христианской составляющей этого праздника.

Легенда гласит, что в 269 году римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов. Тогдашний император Клавдий II справедливо счел, что исполнять воинский долг мужчинам мешают брачные и любовные узы и запретил обряд венчания. Однако один священник - Валентин - продолжал тайно освящать союзы влюбленных.

О Валентине, давшем празднику свое имя, известно немногое. Говорят, что он жил в Ш веке н.э., в римском городе Терни. По одним данным, он был простым христианским священником, другие легенды возводят его в ранг епископа. По совокупности данных можно с достаточной уверенностью предположить, что Валентин был относительно молод, хорош собой, добр и отзывчив. Есть сведения о том, что, наряду с основной профессией, Валентин занимался естественными науками и медициной.


Не страшась императорского гнева, молодой христианский священник Валентин продолжал тайно венчать влюбленных легионеров. Согласно некоторым данным, его покровительство влюбленным простиралось еще дальше - он мирил поссорившихся, писал любовные письма за косноязычных и туповатых вояк, дарил брачующимся парам цветы.

Сохранить все это втайне не было никакой возможности, а поскольку Римская империя славилась своим почтением к законам (по сей день мы во многом живем по Римскому Праву), день ото дня тучи сгущались над головой священника. В конце 269 года н.э. грянул гром - Валентин был взят под стражу, а вскоре был подписан указ о его казни.

Легенда окутывает романтическим флером и самые последние дни жизни Валентина. Согласно одним представлениям, в него влюбилась слепая дочь тюремщика. Валентин, как священник, давший обет безбрачия, не мог ответить на ее чувства, но в ночь перед казнью (13 февраля) прислал ей трогательное письмо. По другой версии, Валентин сам влюбился в прекрасную девушку, да еще, пользуясь своими медицинскими познаниями, в ожидании казни излечил ее от слепоты. В этом втором случае их переписка выглядит более осмысленной (ведь слепая девушка не смогла бы прочесть письмо, а прибегать к помощи папы-тюремщика…). Согласно третьей версии, в римской тюрьме разыгралась классическая “лав стори” с письмами, тайными свиданиями, слезами и трагическим концом.

Как все было на самом деле, мы не знаем и уже никогда не узнаем, но несомненно одно - молодой христианский священник действительно погиб во имя Любви. И этой Любви было ему отпущено удивительно много на одну его короткую жизнь - любовь к Богу, любовь к прекрасной девушке, любовь к людям вообще, которым он помогал и как священник, и как врач, и как просто прекрасный человек с огромной, творящей добро душой.

Именно 14 февраля он принял мученическую смерть. Неудивительно, что о Валентине не забыли и избрали покровителем Всех Влюбленных. Как христианский мученик, пострадавший за веру, он был канонизирован католической церковью. В Западной Европе день Святого Валентина отмечается с ХШ века, в США с 1777 года. Теперь и у нас стало одним праздником больше, хотя на Руси был свой праздник влюбленных. Он отмечался восьмого июля и был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии.

Основной и непременной ритуальной деталью праздника Всех Влюбленных являются “валентинки” - открытки-послания с признаниями в любви. Вероятно, они берут свое начало от последнего (или единственного?) письма Валентина своей возлюбленной.

Символом Дня Всех Влюбленных по праву считаются и красные розы. Именно их принято дарить на День Святого Валентина. Корни этой традиции - в античном язычестве. Богиня любви Афродита, торопясь к возлюбленному, наступила на куст белых роз, поранила ногу и обагрила розы своею кровью. С тех пор красные розы - это символ любви и страсти.

У французов в День Святого Валентина принято дарить драгоценности. А вот англичане толкуют любовь весьма расширительно и поздравляют с Днем Всех Влюбленных не только людей, но и любимых животных, например, лошадей или собак. Интересно, что они им дарят - подушечки в форме сердца, набитые овсом, брелки на ошейники?

На примере истории земли, мы еще раз можем убедиться в том, насколько человеку нужно верить в что-то хорошее и светлое. И если взгляд направлен не на Бога, то и получаются различные примеси языческих обрядов и человеческих желаний выразить свое стремление в поклонение чему-либо.

Источник: По Его Следам (http://www.maranatha.org.ua/lib/index.php?ch=9)