Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианская библиотека. Поэзия и проза про Библию и христианство. Периодические христианские издания. Комментарии к Библии. - Маранафа

Untitled Document История празднования Нового Года

Давным-давно, где-то на востоке, там, где жили древние индо-иранцы, и еще только начинали формироваться первые персидские государства, древние земледельцы уже имели свой календарь и знали: есть в году сутки, когда самый короткий день сменяет самая длинная ночь. После этой ночи ослепительное, животворящее Солнце с каждым днем все дольше задерживается в небесах, природа начинает просыпаться, а жизнь окончательно торжествует над мрачным зимним безмолвием и смертью. Этот день называется днем зимнего Солнцестояния и по нашему календарю приходится на 22 декабря. День самой длинной ночи и самого короткого дня... В этот день древние персы-земледельцы праздновали рождение Солнечного бога - Митры. С помощью специальных обрядов и ритуалов они помогали Митре родиться и победить злодейку Зиму, помогали приходу весны и новому урожаю. Все это было для них очень серьезно, ведь от своевременного прихода весны зависела сама их жизнь. А вдруг без их помощи Солнце не сумеет родиться, не сможет победить зиму?

В дальнейшем Митра стал одним из главных богов Персидского царства, а уж из него попал к римлянам, которые, как известно, к чужим государствам относились очень ревностно и стремились подчинить их себе, а к чужим богам, напротив, настроены были весьма лояльно и ничего против их храмов и поклонения им не имели. Так солнечный Митра стал одним из римских богов.

В Римской империи месяцы имели разную длину (иногда длину месяца можно было изменить за взятку), но Новый год неизменно приходился на 1 января - дату смены консулов. Конец декабря был временем празднеств и всяческого разгула. Очень удачно ложился сюда и день рождения Митры - день победы Света над Тьмой.

Радуйся! - приветствовали друг друга римляне. - Солнцеворот минул, еще один год прошел, дело к весне... Радуйся!

Так они и радовались несколько веков подряд, а когда Римская империя официально стала христианской, вдруг как-то неожиданно выяснилось, что новый, единый Бог Иисус Христос родился... 25 декабря (хотя это не известно и в Библии данной даты нет – прим. ред.), и Рождество расположено совсем близко к празднику зимнего Солнцестояния и традиционным для римлян новогодним гуляньям.

Средневековая христианская Европа, официальная и сумрачная, в отличие от античных римлян, веселых праздников не любила. Однако крестьяне по-прежнему пахали землю и нуждались в своевременном приходе весны. Поэтому в день зимнего Солнцестояния они делали все возможное, чтобы помочь Солнцу родиться - жгли костры, прогоняли Зиму палками, украшали еловыми ветками и распустившимися в тепле березовыми ветвями дома, развязывали узлы и т.д. и т.п. (подробнее об этом можно прочитать у Фрезэра “Золотая ветвь”) А потрудившись и победив вместе с Солнцем, начинали праздновать победу!

До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь “от сотворения мира” и начало нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где - в марте, в день весеннего равноденствия. Петр I, наш единственный активный реформатор (если не считать совсем уж давнего Владимира - Красно Солнышко), привел наше летоисчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый Год зимой - 1 января. 20 декабря 1699 года глашатаи, под барабанный бой, объявили москвичам царский указ “О праздновании Нового года” в котором, в частности, говорилось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветви на вороты или под храминою своею поставить”.

Эти украшения должны были стоять уже в первый день января, но не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах трактиров. Всем горожанам предписывалось учинять стрельбу из пушек или из ружей (у кого они были), пускать ракеты, по ночам зажигать огни из хвороста или соломы. Петровский указ предписывал вести летоисчисление от Рождества Христова и день новолетия, который ранее отмечался 1 сентября, отмечать 1 января “по примеру всех христианских народов” живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю.

Целиком перевести Русь на новый календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому, поэтому он ограничился только переходом на январское новолетие. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Когда появилась на Руси первая елка, точно не известно.
В мемуарной литературе имеются упоминания о том, что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 – 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев.

В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебро. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, - вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому. 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным, документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

В 1925 году был введен тотальный запрет на празднование Нового года. Большевики запретили использовать любые праздничные атрибуты, в том числе елки, елочные игрушки, гирлянды. Эти предметы причислялись к «буржуазному наследию», с которым большевизм должен был всеми силами бороться. Закон работал в течение десяти лет и выполнялся почти беспрекословно. Однако в 1934 году было принято решение приостановить его действие и вернуться к отмечанию Нового года. Праздник приобрел статус неполитического.

Источник: По Его Следам (http://www.maranatha.org.ua/lib/index.php?ch=9)