Уже прошло
почти шесть недель с тех пор, как народ Израильский вышел из Египта. Они двигались
по дороге к Синаю. Елим с его пальмами и водоемами остался далеко позади. В
народе снова начался голод. «Жаль, что мы не умерли в Египте, по крайней мере,
смерть встретили бы сытыми. А теперь мы издыхаем от голода, и во всем этом
виноват только Моисей!» Так рассуждали голодные израильтяне.
«И сказал
Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером
будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я Господь, Бог
ваш. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около
стана. Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное,
мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что
это? Ибо не знали, что это» (Исх.
16:11—15).
(Слово манна означает вопрос — «что это?».
Поэтому то, что они говорили, выглядело так: «Это что это», то есть «это
манна». Перепелы израильтянам были знакомы, но об ангельской пище они ничего
не знали.)
«И Моисей
сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Вот что повелел Господь:
собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по
числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы, и
собрали, кто много, кто мало. И меряли гомором, и у того, кто собрал много, не
было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка. Каждый собрал, сколько
ему съесть. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали
они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра; и завелись черви, и оно
воссмердело; и разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый
сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исх. 16:15—21).
Иисус
использовал историю с манной для того, чтобы открыть народу одну важную
духовную истину. «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый,
сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек хлеб же, который Я дам, есть
Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между
собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Сво/о?» (Ин. 6:48 — 52).
Каннибал (людоед)
легко бы истолковал смысл этих слов, но, конечно, превратно. Иудеи же, имевшие
больше знаний, спорили между собой относительно значения сказанной фразы. Даже
ученики смутились. Но Иисус объяснил: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и
жизнь» (Ин. 6:63).
Конечно,
иудейские вожди понимали, что они нуждаются в чем-то большем. Человек
испытывает потребность в манне, небесном хлебе, и сегодня. Исчерпывающий
комментарий этого текста содержится в журнале «Ревью энд Геральд» от 23 ноября
1897 года. «Ясно, что, принимая Слово Божие, небесный хлеб, человек принимает
самого Христа. Когда Слово Божие воспринимается всем сердцем и душой, читающий
"вкушает" плоть и кровь Сына Божия...» Человек призван к изучению
Священного Писания до тех пор, пока сердце его не откроется для принятия Божьих
истин, пока он не будет научен самим Богом, иначе же у него возникнет ложное
толкование и неправильное применение этого Слова.
Подобно тому,
как кровь в организме образуется из того, что мы едим, образ Христа в нас
формируется через «вкушение» Слова Божия. Итак, манна, плоть и кровь Иисуса
Христа представляют собой Слово Божие. Внимательному исследователю Священного
Писания откроется значение плоти и крови Сына Божия... Подобно тому, как
человеческий организм не может быть удовлетворен питанием от случая к случаю,
так и для удовлетворения духовных запросов необходимо питаться от Слова Божия
каждый день... Постоянные энергетические затраты и физиологические процессы
требуют от организма постоянного обновления состава крови, а следовательно,
необходимо регулярное ежедневное питание. Так и Слово Божие должно стать нашей
пищей и питьем. Только в нем душа может найти подкрепление и жизнь.
А теперь
давайте попытаемся представить конкретно: в чем проявляется христианская жизнь?
Вот основные ее условия:
— чтение
Божьего Слова;
— молитва;
— служение
ближним.
Сколько
времени уходит на чтение Священного Писания и на молитву? К сожалению,
большинство верующих занимают свое время чем угодно, но только не этим.
Можно легко
обмануться и впасть в духовное заблуждение в том случае, когда изо дня в день
нас окружает благополучие и мы чувствуем себя внешне вполне здоровыми. Можно
работать, развлекаться, выполнять повседневные житейские обязанности, а духовно
быть мертвым. Подобное состояние есть результат неудовлетворенного духовного
голода.
Когда в семье
появляется ребенок, на родителей возлагается большая ответственность. Они
должны сначала кормить его, а потом приучать есть самостоятельно. Мы
договорились с женой, что, когда у нас появится ребенок, я буду сам вставать к
нему каждую ночь. Сейчас я не знаю, что заставило меня решиться на это. Даже
если бы я и не согласился на еженощное бдение, ее желание иметь ребенка не
уменьшилось бы. Никогда еще я не заключал таких неудачных договоров. Обычно все
нормальные дети уже через несколько недель после рождения спят всю ночь
напролет. Но только не наш! Ему стукнуло девять месяцев, десять, а я все
продолжал вскакивать к нему по ночам. Так нетрудно научиться и ходить во сне.
Допустим, вы
захотели, чтобы ваш ребенок уже в девять месяцев бегал по улице, как другие
дети. Если же он начинает делать это только в полтора года, родители считают
себя самыми несчастными людьми на свете. Итак, для того, чтобы ускорить
события, вы принимаете решение — лучше всего будет ограничить ребенка в
питании, так, чтобы маленькие ножки могли легко его носить. Вы кормите его один
раз в неделю, и то вместо молока даете ржаные сухари. Но ведь понятно, что при
таком решении проблемы через некоторое время уже не нужно будет заботиться о
том, пойдет ли ребенок с девяти месяцев, так как вообще уже не о ком будет
заботиться.
Смешно?
Грустно! Но в духовной жизни мы часто поступаем именно так. В субботу получаем
цельное духовное молоко — Слово Божие. Мы даже пытаемся усваивать более трудную
пищу. А потом, — сколько из нас Страдает духовным голодом на протяжении всей
недели?
Для
проповедника важно не просто «накормить» народ в субботу. Гораздо важнее —
научить людей самим питаться.
Мне кажется, в
аналогии, приводимой Иисусом Христом (см. Ин.
6), заключены важнейшие уроки для народа Божия, блуждающего сегодня в
пустыне греха. Прежде всего, давайте еще раз прочитаем текст из Исхода 16:16:
«Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть».
Допустим, я услышал об одном известном богослове, который проводит время в
изучении Библии и молитве около четырех часов в день. И я говорю: «Ну и что же,
я тоже могу сделать так же». Попробовал, но у меня ничего не получилось. Я
засыпал задолго до истечения этих четырех часов.
Говорят,
Чарльз Атлас мог сделать двести отжиманий из положения лежа, я же задыхался уже
после десяти. Может быть, когда-нибудь и я смогу отжаться двести раз. Но вряд
ли это произойдет, если сидеть сложа руки и ждать. Нужно постоянно выполнять
эти физические упражнения. «Собирайте его каждый по стольку, сколько ему
съесть». Собирайте в меру, чтобы съесть.
Из контекста
ясно, что собирать манну выходили мужчины — главы семейств. Они не должны были
собирать больше того, что могли съесть. Возможно, здесь сокрыт урок.
Приходилось ли вам наблюдать такую картину: глава семьи созывает всех на
семейное богослужение. Поздно, дети с трудом борются со сном. В течение 45
минут отец читает проповедь или молится так долго, что дети засыпают, стоя на
коленях. Иногда такие отцы удивляются, почему никто не проявляет интереса к
семейному богослужению. «Собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть».
Хотя манну
собирали только главы семейств, когда приходило время обеда, каждый член семьи
должен был подойти и взять свою долю. Конечно, маленькие дети не могли сами
есть, их кормили. Но все равно им приходилось самим сосать или жевать.
Невозможно, чтобы кто-то питался духовно вместо другого человека. Принятие пищи
— дело личное.
«И сказал им
Моисей: никто не оставляй сего до утра» (ст. 79). Опыт вчерашнего дня может
оказаться непригодным сегодня. Практика прошлых лет может не отвечать
требованиям настоящего времени.
Вернувшись
после каникул к началу учебного года в колледж, я снова стал пренебрегать
молитвой и чтением Слова Божия. Надеясь на опыт прошлого лета, я думал, что
сейчас мне уже не нужна связь с Богом. Точно так же я думал и там, в Санд Хилз,
когда пытался продавать книги. Поэтому дела мои стали совсем плохи. Мы
ошибаемся, когда пытаемся решить задачи сегодняшнего дня, полагаясь только на
опыт прошлого. «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до
утра; и завелись черви, и оно воссмердело».
«И собирали
его рано поутру, каждый сколько ему съесть;
когда же
обогревало солнце, оно таяло». Интересный момент. Манна тает. Бог посылает
манну, чтобы подкрепить силы людей на целый день. Когда нам нужно получить
запас сил на весь день? В начале дня? Или в конце? Здесь секрет реальной живой
связи с Богом. Разве сравнить утренние часы с вечерними, когда усталый мозг не в
состоянии сосредоточиться на том или ином предмете?
Некоторые
составляют список всех своих недостатков и два раза в день проверяют, не
проявился ли какой-нибудь из них. В этом, по их мнению, заключается общение с
Богом. Но связь со Христом требует иного — времени, для того чтобы приходить к
Нему и познавать Его Божественный характер. И делать это нужно не от случая к
случаю, а регулярно, точно так же, как мы принимаем пищу физическую. Нельзя это
делать в спешке, держась за ручку двери .и читая один текст из Библии.
Духовному подкреплению следует уделять столько же времени, сколько мы проводим
за столом, завтракая, обедая и ужиная. Встречайтесь с Богом утром, когда на
поверхности земли так много манны. «Когда же обогревало солнце, оно таяло».
«В шестый же
день собрали хлеба вдвое». Может быть, здесь принцип нарушается? Кто-то навел
меня на мысль, что в этом месте есть нечто важное. В типичной адвентистской
семье к концу пятницы уже все приготовлено к субботе:
начищены
ботинки, принят душ, подметены дорожки во дворе, в доме все блестит. Только
почему-то в этот день все сердятся и выходят из себя. Может быть, следовало бы
действительно получать двойную порцию манны в пятницу утром для того, чтобы
ровно и спокойно провести этот день? А в субботу нам предлагается манны больше,
чем во все рабочие дни, так как Иисус особенно близок в этот день к Своему
народу.
Кто-то может
возразить: «Мне все это не нужно. Я прекрасно обхожусь и без манны». Но не
торопитесь с таким выводом. Можно умирать от духовного голода, не замечая
этого. Но, независимо от того, чувствует человек 'это или нет, есть Некто, Кому
небезразлично такое наше состояние. И Он заинтересован в дружеских отношениях с
человеком. Книга Откровение говорит о том, что Он стоит у двери и стучит.
Прислушайтесь! Творец Вселенной стучит и в вашу дверь. Не задумывались ли вы о
том, что именно Его вам не хватает? Вы нужны Ему. Может быть, вы пока не хотите
быть с Ним? Но Он давно хочет этого!
«Се, стою у
двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20). Он несет с Собой хлеб.
Манну. Живительный небесный хлеб. Хлеб ангелов. Будем питаться им каждый день
до тех пор, пока не придет Иисус.