Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианская библиотека. Поэзия и проза про Библию и христианство. Периодические христианские издания. Комментарии к Библии. - Маранафа

Кое-что из христианской психологии.
Прислал Валерий.

Сила мысли продолжает удивлять даже непосвященного человека. Мозг человека похож на компьютер. Он имеет доступ к «персональной библиотеке», которая содержит тысячи мыслей и образов и готовый в любой момент изобразить их на воображаемом экране. При желании, человеческое мышление может вызвать любую запрограммированную систему убеждения, находящуюся в «персональной библиотеке». Некоторые системы убеждения правдивые, а некоторые ложные. Человеческий мозг может творить невероятное, но не смотря на это, он не может отличить правду от лжи. Если человек верит во что-либо, мозг воспринимает это как правду. Все что мозгу требуется это повторение того, в чем человек убежден и мозг навсегда запечатляет это как правду. Как и информация хранящаяся на магнитном диске компьютера, так же и человеческие убеждения и мысли остаются в сознании человека до тех пор, пока он не изменяет их.

Большинство убеждений формируется в детстве. Как только убеждения принимаются, они запечатлены как правда, даже если таковой не являются. Поэтому «система убеждений» является коллекцией убеждений, которые записывает мозг (после множественных повторений) и при желании может воспроизводить и использовать их, веря в то, что они правдивы. Эти убеждения имеют прямое влияние на то, как мы воспринимаем окружающий мир и на то, как по нашему мнению окружающий мир воспринимает нас.

 Когнитивная терапия - терапия мышления

 Многие ученые психологи сегодня в своих исследованиях концентрируют внимание на так называемую «когнитивную или познавательную терапию». Слово «cognitive» относится к процессам мышления, которые все мы имеем, это слова или выражения, которые мы говорим сами себе, воображения или мечты. Психологи Алберт Эллис (Albert Ellis) (1962) и А. Т. Бэк (A.T. Beck) (1979) являются основными исследователями в этой области.

Познавательная терапия осущетвляется в основном по трем стадиям:
1. Представление теории мышления.
2. Процесс осознания дисфункциональных мыслей (неверных, не истинных) при помощи консультаций.
3. Отказ от дисфункциональных мыслей и замена их функциональными (верными, истинными).

Я полагаю, что этот лечебный процесс (при помощи Библии, как главного авторитета) намного эффективнее, чем Психодинамическая (Фрейд) и Поведенческая (Скиннер) терапии, которые в прошлом были самыми популярными. Идея об изменении поведения посредством перемены процесса мышления (или убеждений) является основой Христианского обращения и жизни.

Апостол Павел, как Бог и повелел, основал эту идею когда сказал: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим. 12:2) Библия делает ударение на том, что мы обязаны контролировать свои мысли и воображения. (Фил. 4:8) Два христианских психолога д-р Уильям Бакус (William Backus), который написал книгу «Говоря себе правду» и д-р Крис Турман (Chris Thurman), «Ложь, в которую мы верим», дали этой теории наиболее библейское представление.

Познавательная терапия, построенная на недостаточных знаниях, может представлять собой опастность. Д-р Бек и другие придают особое значение на необходимость добраться до «корня убеждений» консультируемого человека, и главное усилие должно быть в том, чтобы помочь развить самоанализ всего, «что мы говорим сами себе».

Алберт Эллис распознал несколько нерациональных убеждений, которые являются частью того, что мы говорим сами себе (Еллис и Гриджер, 1977). Ниже описаны наиболее распространенные саморазрушающие убеждения:

  1. Все должны меня любить.
  2. Это ужасно, когда что-то происходит не так как я хочу.
  1. Во всех неприятностях, которые со мной происходят виноваты обстоятельства и люди, которые находяться вне зоны моего контроля.
  2. Я должен расстраиваться из-за любых угроз и концентрировать на них все свое внимание.
  3. Лучше избегать проблем, чем сталкиваться с трудностями.
  4. Я должен быть совершенно компетентным в любой ситуации.
  5. Если что-то однажды повлияло на мою жизнь, то оно будет постоянно влиять на меня.
  6. Я обязан иметь полный самоконтроль.
  7. Я буду счастлив, если не буду бороться со сложившимися трудностями.
  8. Я не могу контролировать свои эмоции и поэтому не несу за них ответственность.
  9. Из любой ситуации есть соответствующий выход и если я не найду его, то произойдет катастрофа.

(Introduction To Psychology And Counseling; Minirth, Meier, Wichern, Ratcliff; Baker Book House, 1982, p. 138)

Конечно, существуют и другие виды лжи, которые можно распознать, но на мой взгляд, д-р Эллис раскрыл саму суть наших негативных мыслей. Эти убеждения создают в нас целую серию «чувств угрозы», которым мы позволяем контролировать наши чувства и поведение. Даже когда убеждения обманчивы, а мы верим, что они истинны, они действуют на нас как правдивые и становятся «разрушительными», побуждая нас делать неправильный выбор в нашей жизни.

Эти убеждения вызывают в нас чувство какой-то угрозы, будь то реальной или вымышленной, а угрозы в свою очередь вызывают чувство гнева. Гнев является механизмом самозащиты человека и мы реагируем на угрозы автоматически, тем самым часто подвергаем себя различным проблемам в наших взаимоотношениях с другими. Наша реакция на чувство угрозы машинальная и запрограммирована в нашем сознании. Автоматическая реакция на угрозу усваивается в нас еще с раннего детства, когда мы смотрим на разгневанного человека, как правило, это влиятельная личность в нашей жизни. Определенные виды человеческого темперамента в гневе проявляются по-разному. Обычно эти проявления мы не подвергаем сомнению и они становятся автоматическими для нас, как в случае с вождением автомобиля.

Когда мы впервые садились за руль автомобиля и учились им управлять, мы не были полностью уверены в том, какую педаль и в какое время нажимать, когда переключать передачу и т. д. После определенного количества тренировок, достаточного повторения информации о том, как водить машину, мозг программирует это для воспроизведения. Поэтому, те из нас, кто научился водить машину, делают это автоматически, даже не думая об этом. Мозг обладает способностью записывать убеждения в подсознание, и они остаются там до тех пор пока мы не начнем сравнивать их с другими убеждениями.

Если бы нам довелось ехать на машине в Англии, то мы бы тут же обнаружили, что вождение в Америке сильно отличается. Теперь нам приходится ехать по левой стороне дороги и руль находится с правой стороны автомобиля. После того как мы снова и снова повторяем новую информацию, наш мозг в конце концов, стирает старую и уже подсознательно вводит новую информацию. Такое программирование необходимо для изменения подсознания.

По этой причине система убеждений является важнейшим фактором в нашей «умственной» и «эмоциональной» жизни. Она определяет происходящее в нашей жизни как позитивное или негативное. Она так же определяет для нас чувство угрозы и, конечно же, влияет на наши «чувства» и «действия».

 Как найти правду?

 На протяжении столетий великие мыслители и философы пытались установить значение истины. Что это такое, и как она влияет на наши жизни? Когда Иисус во время своего судебного процесса сказал Пилату: « Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине», то Пилат спросил: «Что есть истина?» Раньше Иисус говорил: «И познаете истину и истина сделает вас свободными!» (Иоан 8:32; 18:37,38) Я конечно понимаю, что в этих случаях Иисус говорил об истине о Боге и о нашем взаимоотношении с ним, но я так же верю, что всякая правда освободит нас от неправды, которая поработила нас эмоционально, духовно и психологически. Божье Слово – это правда (Иоан 17:17; 2 Тим. 3:16, 17)

Другим стандартом правды является реальность. Я считаю, что этот стандарт в какой-то мере может показаться субъективным. Но ведь все наши мысли во всех ситуациях должны быть логически обоснованными. Библия не содержит всех ответов на наши вопросы. Но если наши понятия не противоречат библейским принципам, они могут соответствовать логическим стандартам правды.

Неправда уничтожает в нашей жизни три вещи:

  1. Личность.
  2. Значимость.
  3. Взаимоотношения.

Когда мы говорим себе неправду, мы выдаем себя за кого-то другого и пытаемся быть не тем, кто мы есть на самом деле. Это причиняет в нас эмоциональное неравновесие, на основании которого мы можем сделать неправильный выбор. Неправда также уничтожает наши ценности, потому что мы не способны отличить неправильный выбор от верного. Неправда, которую мы сами себе говорим о нашем достоинстве, также уничтожает наши взаимотношения, потому что мы становимся слишком обидчивыми и восприимчивыми, находясь в постоянном страхе быть отвергнутыми и во многих случаях делаем неправильный выбор, избегая определенных ситуаций.

Не все то, что мы говорим себе выражается в словах. Наши мысли часто функционируют без слов. Вы можете почувствовать себя неловко и изолированно среди большого скопления людей, при этом не выражая этих чувств словами. Вы можете испытать чувство страха в определенных ситуациях и избегать их даже не осознавая, что на самом деле происходит с вашими убеждениями. Однако не эти ситуации, а то, как мы интерпретируем их, влияет на наши чувства, поэтому наши убеждения являются продуктом того, что мы сами себе говорим об окружающей нас среде. Не обстоятельства, а толкование этих обстоятельств причиняют нам неприятные чувства.

Апостол Павел отказался позволять обстоятельствам влиять на его чувства и поведение. Он говорил: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть». Он не позволил Римской тюрьме умалить его радость и веру во Христе Иисусе. (Фил. 4:4-7) Очень часто мы позволяем себе толковать ситуаций (фильтруя их через нашу систему убеждений) и определять то, как мы должны себя чувствовать в данный момент. Павел не сравнивал удовлетворенность с самодовольством. Наша радость и удовлетворение часто зависят от того, что мы говорим себе об обстоятельствах. Иногда мы говорим себе неправду: «Я не могу себя изменить». Если мы верим этой неправде, мы даже и не будем пытаться что-либо изменить.

 Что произошло в моем детсве?

Воспоминания о детстве не всегда такие, каких бы нам хотелось иметь и мы не всегда способны истолкоать их правильно. Бог запланировал нам родиться в этот мир ничего не зная. У нас есть некоторые врожденные инстинкты - употреблять пищу, ходить и т.д. Когда мы рождаемся, то не знаем кто мы и каков окружающий нас мир. В нас заложено развитие самопознания, позитивного или негативного. Так как наши мысли находятся на нулевом уровне, мы познаем себя и окружающий нас мир посредством толкования событий, происходящих в нашй жизни.

Психолог, д-р Уильямс Бекус говорит в своей книге «Говоря себе правду»: «Часто образ нашего мышления и убеждений формируется с раннего детства». Он также говорит: «Некоторые примитивные убеждения и поведение, которые причиняют нам неприятные чувства в зрелом возрасте, берут свое начало с детства. (Telling Yourself The Truth, by Backus and Chapian, Bethany Pub., 1980, p. 25)

Нижеописанная история типична для многих людей, которых мне приходилось консультировать. У них была мучительная жизнь, корень которой зарождался в детстве. Биллу было 45 лет, когда он находился на грани своего третьего развода, имея при этом проблему алкоголизма. Это была насущная проблема, которая на самом деле не всегда является первостепенной. На протяжении долгого времени Билл словесно оскорблял своих жен. Он долгое время пытался наладить свои взаимоотношения с родителями. Он добивался того, чтобы они проявили свою любовь к нему. В детстве Билл не верил, что родители по-настоящему любят его, так как они никогда не выражали свою любовь объятиями и поцелуями. Они никогда не хвалили его. Ему казалось, что родители только и делают, что критикуют его. Когда он приходил домой со школы с различными оценками, родители концентрировали свое внимамие только на плохих оценках, ругая его при этом. Казалось, он ничем не может завоевать их любовь. Билл часто повторял себе сложившееся убеждение: «Мои родители не любят меня». Позже, в своем детстве он продолжал говорить себе неправду до тех пор, пока не поверил, что он не может быть любим.

Билл настолько запрограммировал свой разум, что он не может быть любим. Он переводил свой гнев с родителей на жен и начал употреблять алкоголь, чтобы заполнить пустоту своих чувств. Затем он долгое время пытался заставить каждую из своих жен доказать свою любовь к нему. Ирония этой истории заключается в том, что когда я беседовал с его родителями, оказалось, что они все-таки любили его. Они просто верили в то, что в воспитании нужна строгость, а проявление своей любви может негативно повлиять на ребенка. Они боялись, что когда он вырастет, то не сможет справиться с трудностями этого мира. В обоих случаях неправда была запрограммирована в мозгу посредством повторения, отчего и произошли все эти болезненные чувства и поведние в жизни этих людей. Биллу и его родителям пришлось осознать, отвергнуть и заменить неправду, которую они себе внушали, правдой. Когда все это было сделано, Билл понял, что родители действительно любили его, и он начал бороться со своим гневом библейским путем. Проблемы с алкоголем и в семейной жизни, были разрешены, и он начал свою жизнь с надеждой на лучшее.

Проблема Билла заключалась в том, что он истолковывал поведение родителей, как отвержение по отношению к нему. Его родители, в свою очередь, истолковывали понятие о воспитании в жесткой форме, нежели выражением любви, веря в то, что это поможет ему перенести трудности в предстоящей жизни. Позже, Билл познал Бога через изучение Библии и многих молитв, став при этом верующим в силу Слова Божьего. Вскоре я покинул этот город, но я надеюсь, что Билл был крещен и стал верным Богу. Сила Божьего Слова не перестает удивлять меня, когда она помогает людям справляться с их повседневными ситуациями.

 История о «Сбежавшей Джейн»

 В фильме «Сбежавшая невеста» в главных ролях с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, основной темой является история о молодой женщине, которая была обручена много раз. Всякий раз, когда дело доходило до алтаря, ей становилось на столько страшно давать обет супружеской жизни, что в определенный момент она убегала прочь из здания церкви, оставляя в недоумении своего жениха. Такое поведение становится запрограммированной реакцией на чувство угрозы и легко предсказуемо.

Однажды в мой офис на консультацию пришла женщина, выглядевшая угнетенно и без надежды. Джейн поделилась со мной схожей с фильмом «Сбежавшая невеста» историей. Она была обручена несколько раз, но всякий раз, когда день свадьбы становился все ближе и ближе, она начинала ссориться со своими женихами до такой степени, что свадьбы приходилось отменять. Джейн задала вопрос: «Почему мои отношения с мужчинами прекращаются как раз в то время, когда приближается день свадьбы?» Я сказал ей, что история, несомненно, интересная и начал задавать вопросы об ее отношениях с отцом. Я давно обнаружил, что многие женщины переживают подобное. Эксперименты показывают, что в большинстве случаев у этих женщин не было в детстве правильных отношений со своими отцами. Джейн рассказала о том, что когда ей было восемь лет, ее отец бросил их семью. Это травмировало ее, и она во всем начала обвинять себя. Ее мать пыталась объяснить Джейн, что она здесь не при чем, но Джейн не могла воспринять эту правду. Она была единственной дочерью в семье и обожала своего отца, думая, что он также любит ее. Она так и не перешагнула через барьер упреков и обвинений себя в уходе отца из семьи. Она больше никогда не видела и не слышала об отце. После многих консультаций обнаружилось, что Джейн убедила себя в том, что мужчины всегда будут отвергать ее, так как отверг ее отец. Она повторяла себе эту неправду и через некоторое время ее подсознание восприняло эту информацию как правду.

Джейн рассказала мне, что всякий раз, когда отношения с мужчинами становились серьезными, она обязательно находила в своем женихе каки-либо недостатки, которые приводили к ссорам и разрыву отношений. Из этого стало очевидным, что она усвоила неправду, которую говорила себе и ее разум воспроизводил так называемое «самосбывающееся предсказание». Она подсознательно разрывала отношения, боясь что ее будущий муж бросит ее после свадьбы. Она страдала от запрограммированной неправды, которая уничтожала взаимоотношения и причиняла ей немало эмоциональных и психологических страданий. После нескольких консультаций Джейн начала понимать, что разум может быть запрограммирован неправдой, которая в конце концов приносила немало переживаний. Джейн смогла распознать неправду, отвергнуть ее и заменить правдой. Она стала чувствовать себя намного лучше, и вскоре она встретилась с мужчиной, взаимоотношения с которым привели к супружеству.

Я удивляюсь силе разума, но сила библейского мышления восхищает меня еще больше. На протяжении многих лет практики, будучи проповедником и консультантом, я убедился, что Библия наделяет нас мощной истиной, которая проникает в нашу жизнь, дает ей смысл и направленность. Вопреки так называемой «убедительной мудрости», она подтверждает, что Бог больше чем мы сами знает что нам нужно. Библия открывает эгоистичную природу человека и снабжает его принципами, необходимыми для полноценной жизни. (Иоан. 10:10)

Глава 2

Сила разговора с самим собой

Я знаю историю об одном человеке. Он был строителем и на работе повредил себе кисть руки. Он подошел к своему начальнику и показал свою рану. Начальник посоветовал обратиться в ближайшую клинику. Войдя в дверь клиники, он заметил две другие двери. На одной из них была надпись «Неотложная помощь», а на другой - «По предварительной записи». Человек задумался на мгновение и решил войти в дверь с надписью «Неотложная помощь». Там он обнаружил еще две двери: «Травмы» и «Терапия». Так как у него была травма, он вошел в дверь с надписью «Травма». Но войдя в эту дверь, он опять увидел две двери, на которых было написано: «Внутренние травмы» и «Наружные травмы». Он стал постепенно разочаровываться, но все же решил войти в дверь с надписью «Наружные». Там оказалось еще две двери с надписями: «Серьезные травмы» и «Легкие травмы». Он был уверен, что травма не была серьезной и, войдя в дверь с надписью «Легкие травмы», оказался на улице. Разочарованный строитель вернулся на стройку. Начальник поинтересовался как прошло лечение, но строитель, покачав головой, сказал: «Помощи от них я не получил, но организация у них хорошая».

Может быть это и вымышленная история, но она глубоко раскрывает природу человека. Когда у нас в жизни есть проблемы, мы часто склонны концентрироваться на перемене своих чувств и поведения, вместо того, чтобы уделить внимание нашим мыслям, которые в большинстве случаев являются источником проблем. Мы стараемся контролировать наши чувства и поведение, чтобы правильно все организовать для решения мнимой проблемы, но теряя из виду настоящую проблему.

Я уверен, что почти во всех случаях, мысли порождают чувства, а чувства, в свою очередь – поведение. Анализируя разницу между симптомами и заболеванием, давайте представим, что заболевание - это мысли, а симптомы – это чувства и поведение.

Мы бы быстро сменили врача, если бы он лечил наши симптомы, а не саму причину заболевания. Этим мы иллюстрируем, насколько важно проверять наши мысли, если у нас появились проблемы или неправильное поведение.

Разговор с самим собой заключается в словах, которые мы произносим в наших мыслях. Это слова, которые мы постоянно говорим сами себе о том, какими мы видим себя, как мы воспринимаем окружающий мир и, как нам кажется, мир воспринимает нас.

«Саморазрушительное убеждение» – это неправда, которую мы говорим сами себе и в которую верим. Эта неправда или целая серия лжи, запрограммированная и ставшая системой убеждений, через определенный промежуток времени становится для нас правдой, так как мы поверили в нее. Когда мы замечаем, что с нашими чувствами происходит что-либо странное, это должно быть первым сигналом того, что что-то не в порядке с системой нашего убеждения. Д-р Бэкус, в своей книге «Говоря себе правду» (стр.17) утверждает, что такие виды неправды являются «прямой причиной эмоционального беспорядка, неправильного поведения и, в основном, так называемого «психического заболевания». Такие фразы как «Я всегда делаю ошибки» или «Меня никогда никто не будет любить» являются хорошим примером абсолютных утверждений. Когда в нашей жизни происходят какие-либо неприятности, то наш мозг автоматически вспоминает эти утверждения и мы будем верить этой неправде. Наши мысли имеют силу над нами, когда мы не до конца оцениваем ситуацию. Мы редко проверяем свои мысли, потому что по своей человеческой природе мы склонны принимать их за правду.

Будьте осторожны с абсолютными утверждениями. Они в большинстве случаев являются ложью, которую мы говорим себе для освобождения от обязанности справляться со своими проблемами. Абсолютные убеждения можно очень легко распознать по таким основным словам как «никогда», «всегда», «все», «должен», «никто», «навсегда» и т.д. Абсолютные утверждения не дают место исключениям и изменениям. Мы верим в эти убеждения автоматически и редко подвергаем сомнению их правдивость. Некоторые утверждения, такие как: «Я никогда не буду ученым по конструированию ракет» или «Я никогда не смогу стать профессиональным спортсменом» могут быть правдой.

Часто в разговорах с другими людьми и с собой мы используем лживые утверждения, которые помогают нам избавиться от обязанностей. Если мы верим таким утверждениям о нас, то настраиваем себя на негативные чувства, унижаем свое достоинство, что сказывается на нашем плохом поведении или на наших поступках.

Я верю, что негативные и искаженные утверждения, которые люди говорят себе, исходят от сатаны. (Деан. 5:3; Иоан. 8:44; 2 Коринф. 11:14) Разум воспринимает эти утверждения без доли сомнения, и они действуют как яд для нашего организма. Неправда разлагает наши убеждения, и мы делаем неправильный выбор, который влечет за собой болезненные эмоциональные последствия. Как компьютерный вирус, неправда убивает нас духовно, эмоционально и психологически. Бог нам говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.» (Ефес. 4:29) Эти принципы также относятся и к нашим мыслям.

Я уверен, что мы все можем найти в своей жизни недостатки, нуждающиеся в перемене. Нет таких людей, у которых было бы все замечательно в жизни. Если мы хотим иметь радость в жизни, обещанную Богом, нам нужно отвергнуть ложь, которую мы себе говорим, и заменить ее правдой. (Филипп. 4:4-13) Наши жизненные обстоятельства могут и не измениться, но мы можем изменить свои убеждения, которые окажут существенную разницу. Чувства сами по себе всего лишь чувства. Они не могут быть ни хорошими, ни плохими. Но вот мысли, производящие отрицательные чувства и плохие действия, должны быть заменены, после чего изменяться и соответствующие чувства.

Красота, находящаяся в глазах очевидца

У Бетти была глубокая депрессия, когда она пришла ко мне в кабинет. Ей было 24 года и она призналась мне, что всерьез думала о самоубийстве. Она говорила, что устала быть использованной мужчинами и что не может найти человека, который бы просто полюбил ее, какая она есть, а не видел в ней только источник для удовлетворения своих желаний. Ее два брата впервые имели с ней половую связь, когда ей было 14 лет и продолжали это делать в течении трех лет. Через год она рассказала об этом матери, но мать не поверила ей. Братья заставляли ее заниматься с ними сексом каждый день после школы. А через несколько консультаций она призналась в том, что ее дядя, который жил по-соседству, так же имел с ней половую связь. Впервые он это сделал, когда Бетти было 6 лет и продолжал зниматься с ней сексом до 12 лет. На протяжении всех этих лет она пришла к выводу, что все мужчины хотят от нее только одного – секса.

Она говорила себе эту неправду на протяжении долгого времени, вплоть до прихода ко мне в кабинет и была уверена, что это была правда. Бетти была симпатичной женщиной и нравилась мужчинам. В этой истории интересно то, что она сама находила себе мужчин, проводила с ними ночь, бросала их, после чего искала других. Работая регистратором в гостинице, ей не составляло никакого труда найти себе мужчину, который бы провел с ней ночь, тем самым используя ее.

Бетти настолько убедила себя, что не могла даже представить возможности встретить мужчину, который бы любил и уважал ее. Случайные мужчины нравились ей и привлекали ее внимание. После нескольких недель когнитивной терапии, Бетти уже была способна осознать то, что ее проблемы были результатом неправды, которую она говорила себе. Вместо того, чтобы любить ее, многие мужчины просто пользовались ею. Она должна была распознать, что ее система убеждений о том, какими она представляла себе мужчин, сложилась на основании того, как она истолковывала себе происходящее. Теперь она начала понимать, что ей нужно изменить свои истолкования, а не то, что с ней происходило. Конечно, травму, которую она пережила не возможно забыть. В будущем, после того как она научится заменять неправду в своих мыслях правдой, боль постепенно утихнет.

Компетентный консультант

Вам не нужно быть профессиональным консультантом для того, чтобы использовать когнитивную терапию. Этот метод может быть использован вместе с наработанным знанием Библии о том как разум расположен к самоубеждению. В своей книге «Компетентный консультант» Джеймс Адамс (Jay Adams) выражает тот факт, что христианин, который достаточно хорошо знает Библию, может эффективно консультировать других. Апостол Павел в послании к Римлянам 15:14 говорил: «И сам я уверен о вас, братья мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга.» Адамс указывает на то, что слово «наставлять» в оригинале «noutheteo» рассматривается как понятие «противоборство» или «конфронтация».

Это слово также используется в тексте, который заповедует наставлять и учить друг друга в пении (Колос. 3:16). У. Е. Вайн (W.E. Vine) говорит, что «noutheteo» использованное в наставлении, выражается как предупреждение. (W.E. Vine’s Dictionary of New Testament Words, Mac Donald Publishing Co., pp. 32,33) Адамс указывает, что слово «консультировать» (если оно включает идею конфронтации, сопоставления) восполняет истинное значение слова «noutheteo». Знание Слова Божия и доброта являются достаточными для христианина, чтобы быть консультантом. Этот человек должен говорить правду с любовью, используя Божье слово для конфронтации и консультации других. (Ефес. 4:15-16) Существуют определенные психологические проблемы, адресованные к профессиональному христианскому консультанту, которые будут обсуждаться позже в этой главе.

Как консультантам, нам необходимо понять, что мы можем контролировать наши мысли, и что мы не так уж часто пытаемся это делать. Апостол Павел советует нам контролировать наши мысли и сознавать их силу. В нашей жизни он советует нам концентрироваться на правдивых и положительных мыслях. (Филипп. 4:8)

Мы также должны контролировать наши мысленные образы. Мы часто воображаем и фантазируем о вещах, которые неполезны для нас духовно, эмоционально и психологически. Павел говорит нам, что мы можем привести наши мысли к подчинению, соглашая их с познанием о Христе. (2Коринф. 10:5) В данном контексте Слово Божье – это стандарт истины и все то, что противоречит ему в наших мыслях, должно быть подавлено и отвержено для того, чтобы жить верной и полноценной жизнью во Христе. Библейские принципы исходят от Бога и применимы в каждом конкретном случае нашей жизни. (Римл. 8:6) Мысли характеризуют сердце греховного человека, поэтому перемена должна происходить прежде всего в мыслях.

Мудрость Бога превосходит мудрость человека. И опять Павел говорит в 1-ом послании к Коринфянам 1:20: «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»

Распознать, удалить, заменить

Для лидера, имеющего дело с человеком у которого есть серьезные проблемы, ищущего помощи у консультанта, существуют определенные ступени. Независимо от того кто вы: церковный лидер, бизнесмен, отец или мать, вы можете использовать эти принципы для помощи другим. Чтобы быть эффективным консультантом, вы прежде всего должны обнаружить неправду в вашей собстенной системе убеждений и заменить ее правдой. У вас должно быть желание проверить свои убеждения, которые приносят вам неприятности. Вы должны распознать поведение, разрушающее взаимоотношения в вашей жизни. Так как «чувства» являются симптомом наших мыслей, с ними нужно иметь дело в первую очередь. Обычно я прошу консультируемого вести журнал и ежедневно записывать пережитые чувства и события сопровождающие их. Эти записи позволяют мне увидеть образец чувств, переживаемых в различных ситуациях. Они указывают на возможные ложные убеждения, которые может иметь консультируемый. Эти убеждения могут эфективно действовать на его поведение. Затем мы рисуем с консультируемым таблицу и заносим на одну сторону таблицы возможную ложь, а на другую сторону – правду. Каждый консультант должен, в первую очередь, сам пройти через эти упражнения для определения ложных утверждений, скрывающихся за отклоняющимся от нормы поведением.

Если консультируемый не верит в абсолютный стандарт правды, консультация не принесет особой пользы. При консультации Бетти необходимо было указать на ее поведение, чтобы она убедилась в греховности половой связи вне брака. Так говорит Слово Божье. Ей было необходимо убедиться, что такое поведение не только греховно, но и причиняет проблемы во взаимоотношениях. Она должна была отличить неправду от правды. А Божье Слово как раз и является абсолютным стандартом для жизни. Как только Бетти узнала и приняла Слово Божье, как источник наивысшей власти, в определенный момент наших консультаций, она преобрела необходимые знания и уже могла распознавать ложь, которую она говорила себе в своих мыслях.

Как только мы научимся распознавать неправду, нам необходимо удалять ее из нашего подсознания. Я требую от своих консультируемых пациентов каждое утро выделять 10-15 минут для пересмотра ложных и правдивых убеждений, молиться о них, просить Бога о помощи - удалить неправду из памяти и заменить правдивыми утверждениями. Этот процесс произвел для Бетти две вещи. Во-первых, она легко узнавала неправду, которую говорила себе на протяжении всего дня. Убежденный разум склонен, при удобных случаях, возвращаться к ложным утверждениям. Во-вторых, это позволило Богу вмешаться в процесс. Только Он может отвечать на молитвы, давать мудрость и мир. (Филипп. 4:6-7; Иак. 1:5-8)

Этот процесс похож на обращение человека к Богу. Павел говорит: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.» (Ефес.4:22-24) До нашего обращения во Христа, мы верили такой неправде как: «Я не нуждаюсь во Христе в данный момент», «Бога нет», «Прежде чем я стану христианином, я должен быть совершенным», и т. д.

Наконец, сознавая нужду во Христе, мы обнаруживаем неправду, которую говорили себе и начинаем заменять ее правдой. Процесс замены лжи правдой может занять какой-то период времени, и мы должны набраться терпения для его завершения.

Нам нужно тренироваться, заменять ложные утверждения правдивыми до тех пор, пока это не станет для нас естественным процессом как дыхание или вождение автомобиля. Древнее высказывание «Повторение – мать учения» имеет силу. Обращаясь к лжецам, Павел требовал от них, чтобы они не только прекратили говорить ложь, но впредь говорили истину. А тем которые крали, он говорил: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся.» (Ефес. 4:28) Это высказывание говорит о том, что мы должны практиковать то, во что верим.

Примеры:

Причиняющая вред ложь Библейские утверждения истины

Я одинок Возможно я и один, но я не одинок пока я с Господом (Иаков 4:6-10)

Я глуп Благодарю тебя, Боже, что Ты наделил меня возможностью мыслить

Я несчастен Я могу быть довольным в Господе

(Филип. 4:6-12)

Никто меня не любит, и Бог любит меня (Иаон. 3:16),

никому я не нужен Бог заботится (1 Петра 5:7)

Я больше не могу ничего Все могу во Христе (Филипп.4:13)

сделать

Я должен быть совершенным Все согрешили (Римл. 3:23)

Я всегда все делаю неправильно Благодарю тебя Боже за возможность делать некоторые вещи правильно

(Римл. 12:3-8)

Я должен всегда угождать У меня должно быть сердце

людям служителя для службы Богу, а не для удовлетворения людей

Критерии для направления к специалистам

Когда консультант должен направлять консультируемого к другому, более профессиональному специалисту по консультации? Это важный вопрос. Я не хочу, чтобы прочитав эту книгу, и следуя строго по инструкции, у читателя создалось впечатление, что он достаточно квалифицирован для того, чтобы быть профессиональным консультантом.

Консультант считается квалифицированным, когда он или она имеет соответсвенную степень образования или опыт консультирования.

Ниже описаны случаи для направления к профессионалам:

1.      Когда консультируемый переживает психические трудности, такие как: галлюцинации, несвязанность мысли, параноя, отклоненния от норм поведения.

  1. Когда появляется комбинация более двух симптомов клинической депрессии, таких как ежедневная бессонница, нарушение питания, сильная апатия, мысли о самоубийстве, продолжительная депрессия, значительная потеря или приобретение веса, подозрительность к болезням.
  2. Когда консультируемый имеет перепады настроений, связанных с психическими заболеваниями (маниакально-депрессивный синдром)
  3. Когда доктор обнаружил гармональный дисбаланс.
  4. Когда требуется медицинское вмешательство.
  5. В случаях злоупотребления алкоголем, наркотиков и т.д., где необходимо вмешательство более профессионального специалиста.
  6. Когда консультируемый имел попытку совершить самоубийство.
  7. Когда консультируемый выражает неконтролируемый гнев или попытки насилия.
  8. В случаях экстремального переживания, неконтролируемой паники.
  9. Во всех случаях, когда вы не можете оказать помощь для завершения лечения.

Консультант не должен стесняться признавать те случаи, которые находятся за пределами его возможностей. От нас требуется в первую очередь работать для интересов консультируемого, а не нашей собственной репутации. Заслуга консультанта зависит от того, воспринимает ли консультируемый его как заботящегося о нем человека. Вот вопросы, которые должен задавать себе каждый консультант:

1. В чем заключается суть проблемы?

2. Кто вовлечен?

  1. Какие окружающие факторы, причиняющие трудности?
  2. Какие другие условия создают проблему? (Возможно понадобиться медицинское обследование)
  3. Каковы мои побуждения для консультации этого человека?

 Роль консультанта

 Цель консультанта заключается в том, чтобы помочь консультируемому найти выход из создавшейся проблемы и пережить состояние улучшения. Консультант не может разрешить проблем консультируемого, но он может помочь. Консультируемый должен работать над собой, чтобы обнаружить решение проблемы, не оставляя при этом вне процесса Бога. (Филипп. 2:12-13)

Чтобы проникнуть в суть проблемы, квалифицированный консультант ищет ключ в задаваемых вопросах. Во многих случаях консультируемый не только описывает свою ситуацию консультанту, но так же подает сигналы о наличии более гнетущих переживаний, которые он испытывает.

Поведение консультанта крайне важно для консультируемого. Когда консультант добр и чистосердечен, консультируемый чувствует поддержку и более расположен к контакту. Консультируемый почти всегда ищет (часто подсознательно) спокойного и уровновешенного консультанта.

Нижеописанные пути, помогающие консультанту избежать вовлечения в проблемы консультируемого:

  1. Педоставьте проблему Господу (Иаков 1:5-8).
  2. Не консультируйте близких друзей, родственников и коллег.
  3. Не будьте вовлечены в личную жизнь консультируемого.
  4. Не прикасайтесь к консультируемому непристойным образом.
  5. Не вовлекайтесь больше, чем положено эмоционально.
  6. Сосредоточьте свое внимание на процессе консультации.

Бог ждет от лидеров, чтобы они были достойными и всегда поступали как христиане в поведении и поступках. Во всех случаях мы должны иметь ум Христов и ставить интересы консультируемого превыше своих. (Филипп. 2:3-8)