Христианские новости и новости религий со всего мира.
01.10.2010 16:42:48
Раздел "Свобода убеждений, совести и религии" вошел в правозащитный доклад Московской Хельсинкской группы за 2009 год
Раздел "Свобода убеждений, совести и религии" вошел в правозащитный доклад Московской Хельсинкской группы за 2009 год
Раздел "Свобода убеждений, совести и религии" вошел в доклад Московской Хельсинкской группы "Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2009 года", сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
Автором раздела является сопредседатель Совета Института свободы совести (ИСС), кандидат юридических наук Сергей Бурьянов, который говорит о беспрецедентном за последние годы углублении кризиса реализации свободы мировоззренческого выбора, следствием чего, по его мнению, являются массовые религиозные преследования, не говоря уже о росте ксенофобии, нетерпимости, дискриминации на основе религии или убеждений.
Особое беспокойство автора вызывает рост насильственных акций со стороны "силовых" структур государства, направленных против членов религиозных объединений. Среди ставших традиционными нарушений отмечены несоблюдение принципа правового равенства религиозных объединений; неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности религиозных организаций; насилие на почве нетерпимости и ксенофобии; распространение в СМИ недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений.
Анализируя положение конкретных религиозных течений, правозащитник отмечает массовые неправомерные преследования мусульман, Свидетелей Иеговы, альтернативного православия (прежде всего РПАЦ), протестантских церквей и ряда новых религиозных движений.
Сергей Бурьянов считает, что корень упомянутых проблем реализации свободы совести следует искать на научно-теоретическом и образовательном уровнях, а именно в некорректной научной легитимации понятий "секта", "ваххабизм", "экстремизм", "экстремистская литература", "духовная безопасность", "традиционные религиозные организации", "нетрадиционные религиозные организации","традиционный ислам", "нетрадиционный ислам", "миссионерская деятельность" и др.; некорректной научной легитимации связи противоправной деятельности с мировоззренческой сферой, что, в частности, проявляется в понятиях "религиозные преступления", "религиозный экстремизм", "религиозный терроризм", "исламский экстремизм", "исламский терроризм" и др.; научной легитимации юридически некорректной религиоведческой экспертизы и прочих органов по делам религий; научной легитимации антиконституционной идеи введения преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в рамках государственной (муниципальной) системе образования; научной легитимации антиконституционной идеи введения института войсковых священников в Вооруженных Силах России; распространении через государственную (муниципальную) систему образования подходов, направленных на воспроизводство нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений.
По мнению эксперта, законодательство о свободе совести в Российской Федерации является неадекватным, коллизионным, дефектным, основанным на юридически некорректых принципах и понятийном аппарате, а существование ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", списков "экстремистской" литературы, а также "антиэкстремистских" структур противоречат Конституции Российской Федерации. Попутно критике подверглись и российские правозащитники, продолжающие настаивать на избирательном использовании "антиэкстремистского" законодательства.
Идеи законодательного закрепления преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования, введения института войсковых священников в Вооруженных Силах России и регулирования "миссионерской" деятельности С. Бурьянов также считает антиконституционными.
Рассматривая вопрос эффективности механизмов Европейского суда по правам человека, на который в сложившихся реалиях остается уповать гонимым верующим России, ученый констатирует его слабость и необходимость совершенствования.
Среди факторов, оказывающих влияние на ситуацию в области свободы совести, исследователь выделяет антиконституционную религиозную политику федеральной и региональных властей, реализуемые посредством коррумпированных отношений государства с религиозными объединениями. Отдельно упоминаются государственные ТВ-каналы, усилиями которых в общественном сознании прочно укоренился негативный социальный ярлык "секта" и ряд ксенофобских стереотипов.
В завершающей части исследования говорится, что "в современную эпоху глобализации системные нарушения конституционных принципов свободы совести и светскости государства, и особенно в многонациональной и многоконфессиональной стране, не могут остаться безнаказанными. Возврат России во времена массовых религиозных преследований уже создал крайне серьезные угрозы безопасности личности, общества, государства. Именно некомпетентная и преступная религиозная политика российской власти способствует обострению ситуации на Северном Кавказе фактически до состояния гражданской войны".