Христианские новости и новости религий со всего мира.
28.01.2008 16:47:48
Вечер памяти Георгия Свиридова, посвященный десятилетию со дня кончины великого композитора, состоялся в Александро-Невской лавре
Вечер памяти Георгия Свиридова, посвященный десятилетию со дня кончины великого композитора, состоялся в Александро-Невской лавре
Десятилетней годовщине со дня кончины классика русской музыкальной культуры Георгия Свиридова, ушедшего из жизни в Рождественский сочельник 1998 года, был посвящен вечер памяти, состоявшийся 26 января в Святодуховском центре Александро-Невской лавры, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
Петербургский зритель впервые познакомился с новым фильмом известного московского документалиста, заслуженного работника культуры РФ Николая Ряполова "Музыка и душа". Лента создана по книге воспоминаний Георгия Свиридова, в которой он рассказывает о детстве, проведенном в Курской области, о влиянии на него народного песенного творчества и церковного искусства.
Композитор приоткрывает простую тайну своего художественного мировоззрения: любой музыкальный шедевр должен рождаться только в соприкосновении с Божественной красотой и цель его - распрямлять человеческую душу. С такой целью создавались знаменитые циклы на стихи Сергея Есенина и Александра Блока, "Патетическая оратория", "Курские песни", музыкальные картины к пушкинской "Метели".
"Эту картину можно назвать "автобиографией" души Свиридова, который был не просто великим композитором, а православным мыслителем - именно эта грань его дарования стала раскрываться после кончины мастера, и лишь сегодня становится известной. Творческий путь Георгия Васильевича увенчал так и незаконченный цикл "Песнопения и молитвы", над которым он работал 17 лет, и мы видим, как он шел к этому сочинению", - рассказала исследовательница наследия Свиридова Татьяна Павлова.
Ученик Шостаковича, Свиридов проделал тот же путь гения в искусстве, что и его учитель. По словам профессора Санкт-Петербургской консерватории Геннадия Белова, он "приникал к корням русской канонической духовной музыки". До него в ХХ веке таких глубин в творчестве в своей "Всенощной" достиг только Сергей Рахманинов. Но Свиридов работал в более сложное время - в советском обществе, когда на все "церковное" было наложено табу.
"Ощущение причастия. После которого хочется побыть одному и помолчать… Новая жизнь родилась в душе. Она вместе со свиридовской музыкой перестрадала, умерла для зла и возродилась для любви", - такие записи оставляли в книге отзывов побывавшие на вечере петербуржцы.
Многие сетовали на то, что такие вечера редки, а само творчество Свиридова малодоступно слушателю. Практически невозможно купить диски с записями, концерты - счастливая случайность, а лента, премьера которой состоялась в 2006 году в Москве и в нескольких городах России, так и не увидела широкого проката. Фильм создавался для одного из телеканалов, но, увидев его, там отменили показ, заявив, он "слишком православный".