ФОРМАЛИЗМ СМЕРТЕЛЬНО ОПАСЕН

 

Все разъяснения Духа пророчества относительно того, как важно принять, воплотить в себе и возвещать благодатную истину о праведности через веру, содержат впечатляющие предостережения о том, как опасен для верующего формализм.

Праведность через веру не имеет ничего общего с формализмом. То и другое полная противоположность. Праведность через веру - это реальный опыт, включающий в себя полное преобразование жизни. Чтобы войти в эту новую жизнь, каждый человек (именно каждый верующий, так как здесь на земле никто не рождается с обновленным через возрождение характером) должен пережить глубокое сокрушение, сознавая свою порочность, и совершить искреннее, сердечное признание и отвержение греха. При этом, вместе со своим Господом, он оказывается способным любить праведность и ненавидеть беззаконие. И будучи оправданным, - признанный праведным через веру - он имеет мир с Богом. Он - новое творение, с прошлой жизнью покончено, все стало по-новому.

Формализм проявляет себя совершенно по-иному. Это религия ума, поглощенного внешними проявлениями. Он ограничивается теорией религии и не идет глубже форм и наружного вида. Поэтому он подобен соли без вкуса. Это религия без радости и без любви, так как она не приносит мира, уверенности и победы. Формализм возникает и процветает в плотском сердце, в нем он имеет и свой корень. Это одно из коварнейших и всюду проникающих зол, которое Спаситель пришел выкорчевать и удалить из человеческого сердца.

Формализм всегда был действительной опасностью для церкви. Один из современных христианских писателей говорит об этой коварной опасности следующее:

"Евангелие наружных форм, внешней активности и бросающегося в глаза благочестия дорого для человеческого сердца. Оно может принимать форму культуры и морали, или "богослужений", таинств и церковного порядка, или будет проявлять себя в строжайшем соблюдении всех доктрин церкви и в добрых делах. Эти и другие подобные им формы делаются нашими идолами, и доверие к ним вытесняет веру в живого Христа. Вовсе недостаточно того, что глаза сердца нашего однажды видели Господа; недостаточно и то, что в иные дни мы имели "обновление от Святого Духа". При таком положении для нас всегда оказывается возможным забыть и "перейти от призвавшего нас благодатью Христовой к иному благовествованию (Евангелию)". И тогда при незначительном изменении в форме нашей религиозной жизни, могут совершенно исчезнуть как внутреннее ощущение радости в Боге, так и сознание нашего усыновления и общения со Святым Духом. "Иное благовествование" или евангелие формализма будет расти и цвести на самой лучшей евангельской почве и в церкви, организованной самим апостолом Павлом. Пусть изгоняют его и закрывают перед ним двери, оно непременно найдет вход, и притом сделает это при самых простых формах богослужений и самых здравых доктринах. Какие бы не выносились церковные решения и постановления для того, чтобы закрыть перед ним двери, оно и их сможет использовать для своего прикрытия и вторжения. Ничто не в силах противостоять ему, как говорит апостол, кроме постоянного пребывания в том состоянии, которое названо "новым творением" (в русском переводе "новая тварь").

Жизнь Божия в человеческих душах поддерживается силою Его Духа, которая непрерывно исходя от Отца и Сына, постоянно обновляется. "А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня". Это есть истинное вероучение. Действенность личной веры во Христа сохранила Павла от заблуждений и сделала его верным и волей и разумом одному благовествованию (Евангелию)".

В предостережениях Духа пророчества эта опасность раскрыта в ее многих проявлениях, как это ясно видно из следующих выдержек: