Альфа и Омега |
титульная страница журнала | титульная страница номера | дальше |
Главный редактор журнала “Альфа и Омега” В. П. Крушеницкий является директором отдела Общественных связей и религиозной свободы и секретарем Пасторской ассоциации Евро-Азиатского отделения, а также генеральным секретарем Международной ассоциации религиозной свободы (российское отделение).
Вопросы задавал Б. Ф. Качмар — директор отдела информации ЕАО, главный редактор журнала “Адвентистский вестник”, член редколлегии журнала “Альфа и Омега”.
Вопрос: Виктор Петрович, мне довелось участвовать в недавнем семинаре, который Вы провели в Духовном центре Евро-Азиатского отделения Генеральной конференции для руководителей унионов, прикрепленных полей и директоров отделов дивизиона. Я и раньше с удовольствием участвовал в проводимых Вами семинарах, так как вопросы общественных связей и религиозной свободы меня как директора отдела Информации всегда привлекают. Практически на все семинары, которые Вы проводите дважды в году, Вы приглашали гостей не из нашей Церкви: депутатов Госдумы, видных юристов, представителей правительства, Министерства юстиции и других. На сей же раз Вы пригласили представителей других религий и конфессий. Объясните, пожалуйста, с какой целью Вы их пригласили и кто был на сей раз основными докладчиками семинара.
Ответ: Прежде всего позвольте поблагодарить Вас за проявленный интерес к этому семинару. Как Вам известно, Церковь адвентистов седьмого дня придает большое значение вопросам общественных связей и религиозной свободы. Именно отсутствие религиозной свободы вызвало необходимость реформации, а затем и адвентистского движения. Нашей Церкви предстоит еще сделать очень многое в этом мире. Ее весть олицетворена ангелом, летящим посередине неба, это означает, что она должна быть видимой для всех и стать общедоступной. Этой цели возможно достигнуть лишь тогда, когда мы перестанем быть сектой в сознании людей и не будем обращаться лишь к самим себе. Нам необходимо идти с нашей вестью к представителям высших органов власти, местных органов самоуправления, политических партий, видным ученым и общественным деятелям. Их нужно знакомить с основами нашей веры и основными направлениями нашей деятельности. Мы должны быть готовы предложить им пакет наших духовных, гуманитарных и социальных программ для разных слоев общества. Как эти представители, так и общество в целом должны знать нас как людей глубоко верующих, искренних, честных, добрых, заботящихся о благополучии общества.
Такое мнение о нас побудит представителей законодательных и исполнительных органов власти издавать такие законы и нормативы, которые будут споспешествовать осуществлению нашей миссии в этом мире.
То же самое нам необходимо проявить и по отношению к представителям других религий и конфессий, особенно к тем, которые оказывают огромное влияние как на общество, так и на представителей власти. Нам не присуще враждовать с другими религиями и конфессиями, напротив, нам необходимо превратить их в своих друзей. Этого, конечно, невозможно достичь за одну-две встречи. Но постоянный диалог с ними, просвещение их через нашу литературу, совместную деятельность в вопросах защиты свободы совести и гуманитарной сфере, общение с ними и молитвы с ними и о них, как советует вестница Господня, несомненно, принесут благословенные результаты как для них, так и для нас.
Как Вам известно, в России и в других странах СНГ наиболее многочисленными конфессиями и религиями являются православие и ислам. Исходя из этого, я и пригласил одного представителя от русской православной церкви — секретаря отдела Внешних церковных сношений Московской патриархии, преподавателя Загорской духовной академии, кандидата богословских наук — Конь Романа Михайловича, а второго представителя от Духовного управления мусульман Европейской части России — помощника муфтия, имама-хатыба мечети на Поклонной горе г. Москвы, преподавателя исламского института Шамиля.
Вопрос: Насколько мне известно, Вы заранее просили их подготовить ответы на заданные вопросы. Какие это были вопросы?
Ответ: Да, это верно. Я написал письма на имя митрополита Кирилла, заведующего отделом Внешних церковных сношений Русской православной церкви и муфтия Равиля Гайнутдина, председателя Духовного управления мусульман Европейской части России с просьбой благословить своих представителей для участия в нашем семинаре. В этих письмах я обозначил по 6 вопросов и попросил осветить их, предоставив при этом свободу добавить или упустить освещение некоторых из названных мною вопросов. Слава Богу, обе эти организации направили своих лучших представителей, которые со знанием дела осветили интересующие нас вопросы. Содержание же вопросов следующее: о праздниках, о духовных санах и должностях священнослужителей, об организационном устройстве, об этике обращения к священнослужителям, об отношении к адвентистской церкви и соблюдению субботнего дня.
Вопрос: А каким критерием Вы руководствовались в подготовке вопросов?
Ответ: Прежде всего тем, что является важным для них и полезным знать для нас. Для того чтобы профессионально вести диалог с кем бы то ни было, необходимо больше знать друг о друге, притом не от третьих лиц, а в непосредственном общении. Как Вы и заметили, семинар прошел в доброжелательном духе. Участники могли задать докладчикам вопросы, а также высказать свое мнение по тем или иным вопросам.
Вопрос: Можете ли Вы поделиться, какова была реакция гостей после семинара?
Ответ: Да, конечно. Ну, во-первых мы тепло их поблагодарили за участие в семинаре и вручили от имени участников семинара как гостям, так и их руководителям нашу литературу. Они высоко оценили подобранную нами литературу, поскольку она отвечает сфере их непосредственных интересов. Наши гости остались обедать с нами, посетили наш Книжный центр, приобрели еще некоторые книги и интересовались многими практическими и богословскими вопросами нашей Церкви. Они выразили готовность откликнуться на наши повторные приглашения. Я, в свою очередь, написал благодарственные письма муфтию Равилю Гайнутдину и митрополиту Кириллу, выразив высокую оценку докладчикам.
Вопрос: Читателям было бы наверняка интересно знать, каково отношение православной церкви к соблюдению субботнего дня. Не смогли бы Вы хоть вкратце объяснить их отношение.
Ответ: Хотя Русская православная церковь считает, что необходимость почитания субботы, как мы себе это представляем, отпала после смерти Христа, она тем не менее всегда почитала покой седьмого дня, субботы, понимая под покоем нечто динамическое, а не бездейственное. В настоящее время православная церковь чтит день субботний, рассматривая его как день покоя, день избавления человека от страстей, мирской суеты, день приготовления к воскресению, напоминающему о воскресшем Спасителе. В субботний день не совершается пост, в храмах проводятся специальные субботние богослужения.
Как явствует из канонического православного права, празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествования субботы.
Вопрос: Виктор Петрович, мне также известно, что в начале апреля Вы провели в Духовном центре Евро-Азиатского отделения Генеральной конференции двухдневный семинар с участием секретарей Пасторской ассоциации унионов и конференций, а также пасторов московских общин. Скажите пожалуйста, кто были вашими докладчиками?
Ответ: Наш семинар носил богословско-практический характер, и потому мы приглашали докладчиков, исходя из этой цели. Николаус Сателмайер, директор профессионального роста Пасторской ассоциации Генеральной конференции, доктор в области пасторского служения осветил вопросы пасторской этики и роста пастора; А. А. Штеле, ректор Заокской духовной академии, доктор богословских наук, прочитал доклады на тему: “Пастор — строитель вавилонской башни?”, а также “Роль и место пастора в административной структуре церкви АСД”; Г. И. Штеле, преподаватель Заокской академии, доктор в области пасторского служения прочитала доклад на тему: “Личность пастора” и М. М. Кулаков прочитал доклад на тему: “О важности и методах диалога с представителями православной церкви”, а также “О христоцентричности богослужений АСД”.
Все доклады были высоко оценены, оказались очень насущными и нашли живой отклик у всех участников семинара.
Вопрос: А какие еще вопросы обсуждались на вашем семинаре?
Ответ: Мы успели обсудить много вопросов, но я упомяну лишь некоторые из них:
— основные направления деятельности Пасторской ассоциации в адвентистской церкви;
— о практической помощи пастору и его семье;
— некоторые аспекты пасторской этики;
— о необходимости общественного служения нашей Церкви и ее служителей.
Вопрос: Я обратил внимание, что в повестке дня семинара запланировано проведение Консультативного совета Пасторской ассоциации. Скажите, пожалуйста, кто входит в состав этого совета и какие решения или рекомендации были приняты на нем?
Ответ: В состав совета входят президент дивизиона, он же — председатель этого совета; секретарь Пасторской ассоциации дивизиона, он же — секретарь совета; секретарь и казначей дивизиона; два моих заместителя — В. И. Иванов и М. И. Островский; директор отдела Субботней школы и личного служения, ректор Заокской духовной академии, координатор отдела “Жена пастора” дивизиона и секретари Пасторской ассоциации унионов.
На совете мы обсудили более 15 вопросов. Приведу сначала некоторые из тех, которые были приняты как рекомендации Полугодичному совещанию дивизиона (они же были утверждены на Полугодичном совещании дивизиона):
— считать целесообразным перемещение пасторов на новое место служения после 4—6 лет служения на одном месте;
— с 1 июля 1998 г. всем пасторам проводить обязательные добрачные консультации со всеми членами Церкви, желающими вступить в брак. Секретарям Пасторской ассоциации унионов провести с пасторами соответствующий семинар на эту тему и обеспечить необходимыми материалами;
— секретарям Пасторской ассоциации унионов и конференций совместно с администрацией выработать соответствующий график и механизмы прохождения всеми служителями обязательного медосмотра согласно таблице, предложенной в “Рабочем курсе”;
— ежедневное время самоподготовки (2—3 часа) включать в рабочее время пастора. Рабочий день пастора составляет не менее 8 часов в день.
Помимо вышеупомянутых пунктов были приняты следующие решения:
— издать материал для богослужений “Пособие для пресвитера” на 1998 г. в количестве 3500 штук стоимостью 9.00 рублей за одну книгу. Ответственность за издание и реализацию несет издательство “Источник жизни”;
— провести миссионерские конгрессы для секретарей Пасторской ассоциации и координаторов отдела “Жена пастора” унионов и конференций: в Заокской духовной академии — 10—12 июля; в Одессе (община № 2) — 18—20 июля. Пасторская ассоциация дивизиона оплачивает проживание и питание приглашенных участников;
— всем пасторам и служителям конференций и унионов изучить в течение 1998—1999 гг. “Руководство для служителя”, “Церковное руководство” и “Рабочий курс”. Секретарям Пасторской ассоциации унионов предоставить в дивизион до 7.06.98. программу изучения этих материалов;
— секретарям Пасторской ассоциации конференций следить за наличием у пасторов регулярного выходного дня и ежегодного отпуска, согласованных с администрацией конференции;
— о необходимости незамедлительного рукоположения избранных на должность пресвитера или диакона. В противном случае избирать их соответственно на должность руководителя общины, помощника пресвитера, помощника диакона (см. “Церковное руководство”, с. 39);
— рекомендовать Заокской духовной академии, по договоренности с советами двух общин п. Заокского, приглашать студентов четвертого курса богословского факультета на заседания советов общин, а руководству Южной и Центральной конференций приглашать их на свои съезды в качестве наблюдателей.
Вопрос: Виктор Петрович, насколько мне известно, Вы также подготовили проект поправок к уставу пенсионного фонда. Скажите, пожалуйста, чем были вызваны эти поправки и какова их судьба?
Ответ: Поправки вызваны отсутствием некоторой правовой защиты как пастора, так и церковной организации, и поэтому они носят именно такую двойную направленность.
На Полугодичном совещании все они были одобрены и вступили в силу со дня их принятия. Привожу их содержание:
А. Каждый сотрудник церковной организации по достижении им пенсионного возраста, согласно закону страны постоянного местожительства, имеет право выйти на пенсию и получать пенсионное пособие согласно пенсионному плану дивизиона.
Б. Каждая церковная организация на территории нашего дивизиона имеет право отправить на пенсию своего сотрудника по достижении им пенсионного возраста согласно закону страны его постоянного места жительства.
В. В случае, если церковная организация испытывает особенную потребность в определенной сфере служения, она может просить сотрудника, достигшего пенсионного возраста, продолжить работать, помогая тем самым восполнить соответствующие нужды.
Г. В тех случаях, когда сотрудник церкви по достижении пенсионного возраста выходит на пенсию с церковным стажем работы менее 40 лет, и его попросили продолжить в виду острой необходимости служение в церкви, нанимающая церковная организация может ходатайствовать перед пенсионным фондом дивизиона прибавить эти дополнительные годы служения к общему рабочему стажу сотрудника. В подобных случаях нанимающая организация доплачивает разницу к пенсии до полной зарплаты, соответствующей должности. При этом применяются следующие требования:
1. Нанимающая организация должна перечислять за этого сотрудника взнос, согласно “Рабочему курсу”, в пенсионный фонд дивизиона;
2. Общая сумма церковных вознаграждений, включая пенсию и зарплату, не должна превышать зарплату штатного сотрудника данной категории.
E. 40 лет церковного служения является максимальным стажем, за которые сотрудник может получать кредиты к пенсии. Продление стажа работы до максимума (40 лет) по достижении пенсионного возраста не должно превышать семидесятилетний возраст сотрудника.
Ж. Сотрудники, вышедшие на пенсию, не могут продолжать оставаться или избираться должностными лицами учреждений, местных конференций, унионов, дивизионов или Генеральной конференции (см. “Рабочий курс” ГК, В27).
Альфа и Омега |
титульная страница журнала | титульная страница номера | дальше |