Альфа и Омега |
титульная страница журнала | титульная страница номера | дальше |
Михаил Зозулин,
секретарь Пасторской ассоциации Западно-Российской унионной конференции
“Тише!.. Соседи!.. Гости!.. Приближенные! Увидят, услышат! Что подумают о нас, о церкви, о Боге?”
Подобные сцены иногда приходится наблюдать в семьях рядовых членов и даже служителей церкви, подстраивающихся под мнение окружающих, меняющих разные маски благочестия, показывая этим самым, что для них в повседневной жизни реального присутствия живого Бога нет. Господь для них находится где-то там, далеко и высоко, на небе, и живет Сам по Себе, а они - сами по себе существуют в этом мире. Эти люди общаются с Богом время от времени, только тогда, когда Он очень нужен для решения их трудных жизненных проблем. Они видят в Господе своего слугу или охранника.
Исследуя же Библию, мы видим, что истинные дети Божьи строят свои взаимоотношения с Богом совершенно по-другому.
Бог издревле охранял Свой народ от идолопоклонства и других скверн плотского и духовного блудодеяния, которое могло произойти из-за связи с иноплеменниками. Бог через Своих пророков предупреждал: не вступай в союз с жителями этой земли… и не бери из дочерей их жен сынам своим… дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блуждение вслед богов своих (см. Исх. 34:15, 16). Ахав же, царь израильский, не послушался Божьего повеления и женился на Иезавели, “дочери Ефваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему” (3 Цар. 16:31). Незамедлительно Господь посылает к нему Своего слугу, пророка Илию, с определенной вестью: “Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову” (3 Цар. 17:1).
Три с половиной года по всей земле израильской была засуха. Страдали и люди, и их скот, и дикие животные. Но в сердцах царя Ахава и его жены Иезавели случившееся вызывало злобу не только на Илию, но и на всех пророков Господних по всему царству (см. 3 Цар. 18:13; 21:25). Однако Илия не боялся земных царей, ибо знал, что перед ним всегда идет Высший Царь вселенной, о чем он сообщил не только Ахаву, но и богобоязненному Авдию, слуге Ахава: “Жив Господь, Саваоф, пред Которым я стою” (3 Цар. 18:15).
Слуга Божий выше земных монархов и начальствующих, что доказывает поведение библейских личностей, близких к Господу. Так Иаков благословил фараона, как высший низшего (Быт. 47:7).
Когда Стефан попал в синедрион по ложному обвинению, то старейшины, первосвященники и фарисеи, “смотря на него, видели лице его как лице Ангела” (Деян. 6:15). А сам Стефан, по его свидетельству, в это время увидел “Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” (Деян. 7:55).
Ап. Петр и Иоанн, которым запретили свидетельствовать об Иисусе окружающим, заявили перед синедрионом: “Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?” (Деян. 4:19). Я лично знал такого бесстрашного и бескомпромиссного в вопросах веры слугу Божьего. Приставленные к нему чекисты постоянно одолевали своими расспросами его жену. На ее вопрос: “Почему вы не поговорите с ним сами?” представители сыскного ведомства ответили: “Мы его боимся”. Правда, тоталитарная система в то время уже начала распадаться. А участковый милиционер однажды, пришедши в дом к этому человеку для составления протокола, грозившего хозяину ссылкой, признался, опять-таки жене: “Всякий раз, когда я подхожу к вашему дому, я меняюсь и делаюсь добрым и кротким, в то время как на самом деле я злой и нехороший”. Все жившие в особенной близости с Богом считали очень важным постоянно находиться в Его присутствии. Так Енох “ходил пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его” (Быт. 5:24). Ной “ходил пред Богом” (Быт. 8:9), Моисей увидел глазами веры эту важность хождения с Богом, “пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища… верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он как бы видя Невидимого, был тверд” (Евр. 11:24-27).
Давид описал свое восхищение жизнью “пред Богом” в таких удивительных выражениях: “Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь” (Пс. 15:8).
В одной адвентистской семье сын сказал отцу: “Папа, хорошо, когда к нам приходят гости”. “Почему?” - поинтересовался отец. “Потому что в гостях они ведут себя лучше, да и мы меняемся к лучшему”. “Это хорошо, сын, что в присутствии других людей ты ведешь себя лучше”. Так и мы должны постоянно чувствовать и сознавать присутствие Господа подобно Илие и другим перечисленным мужам, говоря об этом открыто: “Жив Господь, пред Которым я стою!”
После Илии принял на себя эстафету служения Богу в Израиле пророк Елисей (4 Цар. 2:2). Вначале он говорил только: “Жив Господь”, но еще не добавлял: “Пред Которым я стою”. Так и мы часто, признав живого Бога и веря в Него как в существующего на небесах, заглядываем к Нему в небесное святилище время от времени, приоткрывая молитвой отделяющую нас от Него завесу, а затем снова возвращаемся на землю, к своим делам и проблемам. Но с Елисеем после вознесения Илии что-то случилось. Он не только стал чаще говорить перед всеми: “Жив Господь Саваоф!”, но уже и добавлял: “Пред Которым я стою!” (4 Цар. 3:14).
Следующим пророком после Елисея должен был быть слуга его Гиезий. Он уже тоже открыто всем говорил: “Жив Господь!” Этим самым он считал, что признает живого Бога и служит Ему. Гиезий был всегда рядом с Елисеем, который доверил ему ответственность пользоваться жезлом при воскрешении умершего сына Сонамитянки. Но Бог не услышал его (см. 4 Цар. 4:27-31). В последующем случае с Нееманом Господь показал Елисею, что он не воспринимает служение Гиезия, потому что оно было лишено ощущения постоянного присутствия Бога. Гиезий не мог во всеуслышание говорить не только “жив Господь Саваоф!”, но и “пред Которым я стою”. Отсутствие ощущения хождения рядом с Богом привело слугу Елисея к тому, что он попал под власть своего любимого греха - любостяжания. Это окончательно определило решение Елисея и Господа не только лишить стяжателя звания Божьего пророка, но и оставить на нем проказу Неемана, лишив его права жить в здоровом обществе Израиля (см. 4 Цар. 5:21-27).
Вышеизложенное раскрывает нам, что постоянная связь с Богом по принципу: Он стоит предо мной, а я пред Ним дает человеку духовную силу. Хорошо бы по этой схеме жить и каждому из нас - как служителю церкви, так и рядовому ее члену. Будь это так, мы оставили бы многие плохие привычки и грехи. Постоянное “стояние” в присутствии Бога или “хождение пред Ним” будет, как щит, ограждать нас от нечистоты идолопоклонства, раздражительности и всякого другого проявления греха.
Одна сестра, много лет являющаяся членом адвентистской церкви, до сих пор хранит снятые ею перед крещением богатые украшения. Когда дома никого нет, она одевает их и прохаживается по комнатам перед зеркалами, наслаждаясь былым греховным удовольствием.
К прискорбию, бывает, что и служители церкви, сойдя с кафедры и попадая в среду молодежи или просто других членов церкви, “расслабляются” и позволяют себе увлеченно рассказывать мирские и “христианские” анекдоты, а также другие непристойные истории, смеша окружающих “до упада” и забывая, перед Кем они стоят.
“Служители не имеют права быть легкомысленными и шутить, подтрунивать, чтобы это вызывало смех, выглядеть ветреными. Они всегда должны помнить, что здесь, на земле, они представляют Христа” (Свидетельства, т. 1, с. 38).
Важное ощущение того, что мы постоянно находимся в присутствии Бога, отразится во многих чертах нашего характера и поступках. Находясь на богослужении в молитвенном доме, мы будем испытывать благоговение перед присутствующим здесь Богом и станем поклоняться Ему как перед богослужением, так и во время, и после его окончания. Мы станем почтительно и активно участвовать в Его прославлении, серьезно размышлять над Словом Божьим и над ходом всей программы богослужения, стараясь увидеть и услышать “как бы Невидимого”. Да и наше поведение в собственном доме и других местах будет отражать присутствующего в нас и с нами Иисуса.
Некоторые не только не стремятся всегда видеть пред собой Господа, но и бегут от Лица Его, чтобы жить жизнью греха и непослушания, и как Каин или как Иона (Ион. 1:3) скрываются от Господа и Его поручения проповедовать Евангелие в последние дни нашего мира.
Блудный сын уходит от Отца, чтобы пожить “свободной”, вольготной жизнью с друзьями этого мира. Однако к финалу земного существования блудные дети приходят по-разному. Каин до конца своей жизни так и не захотел вернуться к “стоянию перед Богом”, он погиб во грехах. Иона “помолился Господу своему из чрева кита”, вернулся пред Господа, воспринял обязанность возвестить жителям Ниневии Божье предостережение о возможной гибели, если не покаются, и увидел триумф спасения жителей всего города. Его деятельность была одной из самых успешных евангелизационных кампаний в прошлом и настоящем. Блудный сын сказал в сердце своем: “Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою” (Лк. 15:18). Затем он вернулся и стал жить в присутствии отца, предвкушая вечную жизнь в Царствии Его.
Выводы для нас
Церковь нашего времени - это народ эсхатологического Илии (Лк. 1:17), а потому, чтобы выполнить миссию Илии в наши дни, необходимо всегда “ходить” и “стоять” в присутствии Бога, говорить и жить в Нем и перед Ним “открытым лицем, как в зеркале… преображаясь в тот же образ от славы в славу” (2 Кор. 3:18).
Быть с Ним и перед Ним - такая позиция даст душевный мир и покой в этом мятежном, греховном мире, ибо “Господь будет поборать за вас, а вы будете спокойны” (Исх. 14:14). Только “придите ко Мне, - говорит Иисус, - и Я успокою вас”.
Задайте себе вопрос. Перед кем я хожу: перед людьми или перед Богом? Ограничиваюсь ли я только верой в живого Бога или всегда чувствую Его шествие предо мной? Благоговею ли я пред Господом, как Моисей, “как бы видя Невидимого”, говоря подобно Малахии: “Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это”? Охраняет ли меня присутствие Бога от греха, как охраняло Иосифа в день его страшного искушения в доме Потифара, когда Иосиф сказал: “Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом моим”? Не скрываюсь ли я от лица Божьего, как Каин, Иона и блудный сын? Являюсь ли я Илией последнего времени, “следуя за Агнцем, куда бы Он ни пошел”?
Удивительный призыв Божий для нас выражен в Книге пророка Михея: “О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим” (Мих. 6:8).
Альфа и Омега |
титульная страница журнала | титульная страница номера | дальше |