Христианские новости и новости религий со всего мира.
19.06.2013 19:28:23
Сергей Ряховский на службе у власти?
В путинской России пропуском в высшие политические сферы для
протестантов стала государственническая позиция, но в этих формальных
словах о лояльности и «сильном государстве» сквозит пустота. Реальный
патриотизм – в церкви, в вере и демократической свободе, в осознании
своих прав.
Лояльность лидеров лишь доказывает декоративность
лояльной позиции, она всегда связана с оговорками и извинениями. Как и в
советское время, лояльные лидеры слишком глубоко погружаются в
«предлагаемые обстоятельства», выдавая желаемое за действительное,
переходя грань лести и раболепства по отношению к власти.
С
конца 1990-х годов главным представителем протестантов перед лицом
власти стал пятидесятник Сергей Ряховский. Безусловно, его взлет был
обусловлен как личными качествами харизматического лидера, так и тем,
что после принятия дискриминационного Закона о свободе совести 1997 года
(а скорее всего, в процессе его обсуждения) ему удалось договориться с
Администрацией президента РФ о сотрудничестве и о том, что именно Сергей
Ряховский сможет объединить различные церкви в рамках нового Союза,
который будет абсолютно лоялен Кремлю.
И как глава нового союза
войдет в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при
президенте РФ. Одновременно контролировать сферу свободу совести и
протестные настроения в евангельской среде будет фирма брата Сергея
Ряховского – Владимира Васильевича Ряховского, главы Славянского
правового центра (СПЦ). Фактически с конца 1990-х годов Сергей Ряховский
неуклонно укреплял свою власть – создавал монополию себя самого как
одного лидера протестантов перед властью, оттеснял других на второй план
(также поступало и СПЦ, утверждая себя в качестве уникальной
организации по защите прав верующих в России – в результате в России нет
никакой системы правозащиты и никаких организаций в регионах).
Если
в советское время евангельские церкви реагировали с помощью расколов и
ухода в подполье, то в более гибкую эпоху Путина и Медведева излишняя
сервильность лидеров не порождает прямых последствий для жизни церквей, и
поэтому их лишь иронично критикуют и жалеют за то, что их статус
требует таких жертв и «заигрывания» с властью, которое выдается за
мнение всех евангельских верующих (Демократическую суть мировоззрения
протестантских церквей подчеркивает, например, реакция на деятельность
председателя РОСХВЕ епископа Сергея Ряховского. Вот некоторые примеры.
Об участии РОСХВЕ в съезде «Единой России» см.: ВИДЕО:(ссылка в низу
материала прим-ред.) Зачем епископ Сергей Ряховский участвовал в съезде
«Единой России»?
Глава РОСХВЕ отвечает на претензии некоторых
протестантских служителей ; См. о выступлении С.В. Ряховского в
поддержку Путина перед выборами: (ссылка в низу материала прим-ред.)
Пастор Церкви ХВЕ «Спасение в Иисусе» (Чита) Сергей Ястржембский
(Новикевич). Как Ряховский без меня меня женил ; о выступлении РОСХВЕ
против митингов и претензий со стороны США о нарушении прав человека
см.: Сергей Путилов. Почему Церкви пляшут под дудку Кремля? ; в целом о
лояльности РОСХВЕ к власти и Владиславу Суркову см.: Юрий Сипко. ТАК МЫ
БЫСТРЕЕ ДОСТИГНЕМ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО. Назначение Суркова на должность
«министра религии» и восторженная реакция главного протестантского
Пастора ).
С середины-конца 2000-х годов протестанты постепенно
приходят в политику на высоких уровнях, становятся участниками «реальной
политики». Сергей Ряховский вошел в Совет по взаимодействию с
религиозными объединениями при Президенте РФ (с 2002 года), и в
Общественную палату РФ (бессменно с 2006 года, что важно, он стал
единственным священнослужителем-членом ОП РФ из «нетрадиционных»
конфессий). Ряховский С.В. избран в Общественную палату РФ от
общероссийских общественных объединений в 2010 году и в 2012 году, в
2006 и 2008 утверждён указом президента РФ.
Неформально в
протестантском сообществе России к середине-концу 2000-х годов сложилось
два условных лагеря демократов и традиционалистов. Демократический путь
представляет бывший глава Российского Союза евангельских
христиан-баптистов Юрий Сипко, а традиционалистский – глава Российского
объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский.
Однако
поскольку евангельские верующие заведомо не могут быть сторонниками
авторитаризма (пусть и в мягкой форме), беззакония, массовой коррупции,
социальной несправедливости и произвола бюрократии, то
«традиционалистская» лояльная позиция «за стабильность» в условиях
путинской России оказывается декоративной и лицемерной. Если ее
последовательно осуществлять, то она обречена на цинизм и
беспринципность (именно против этого цинизма власти выступала и
интеллектуальная элита общества в ходе митингов и шествий декабря 2011 –
мая 2012 годов, среди этой элиты были и верующие – протестанты и
православные).
Мировоззрение Сергея Ряховского основывается
скорее на том, что в условиях развивающейся демократии нужно быть более
гибким и добиваться хотя бы какого-нибудь влияния на власть, идя на
компромиссы. При этом, Сергей Ряховский формально поддерживает
демократические ценности и развитие гражданского общества. Критика
власти заключается не в обличении чиновников и пороков государства,
президента и премьера, а в критике общего «невежества бюрократии» и
отдельных органов власти, общих «недостатков» религиозной политики.
Ряховский практически не касается социально-политических проблем, помимо
тех, которые напрямую связаны с церквями (проблемы общин, а также их
социальное служение – проблемы с ребцентрами для наркозависимых,
например).
А если такое происходит, то это исключительно
заявления в поддержку официальной государственной политики. Присутствие в
политическом истеблишменте и символическое представление там всех
протестантов России постепенно стало для Ряховского важным и де факто
ключевым элементом идеологии, оправданием многих его компромиссных и
политически ангажированных действий и заявлений.
С 2005 года со
стороны Кремля обострилось восприятие протестантских церквей в качестве
«пятой колонны», потенциальной прозападной силы, склонной к поддержке
демократических ценностей и институтов. Причиной этого стало участие
евангельских церквей в оранжевой революции в Украине на стороне Виктора
Ющенко и Юлии Тимошенко. Прямые обвинения в том, что протестантизм – это
оранжевая угроза – звучали из уст православных активистов.
Подозрения
в «шпионаже» в пользу Запада легли в основу религиозной политики,
которую проводят многие региональные УФСБ по отношению к протестантам –
пасторов приглашали на беседы, распространялись слухи о то, что в
церквях есть «агенты ЦРУ», что все пожертвования отсылаются на Запада,
собирались совещания с сотрудниками прокуратуры и СМИ, где говорится об
опасности протестантов и нежелательности их роста и т.д. (в особенности,
эта ситуация, судя по интервью с пасторами в ходе полевых исследований ,
характерна для регионов Центральной России, Юга, целого ряда регионов
Сибири и Дальнего Востока).
Одновременно с Кремлем против этой
«пятой колонны», в том числе внутри протестантского движения, как это ни
странно, начинает выступать и Сергей Ряховский, поскольку в СМИ власть
призывала изобличить демократическую «оранжевую угрозу» и уничтожить ее.
Некоторые священнослужители поначалу открыто говорили о своих
симпатиях к демократическому движению в Украине: Пастор Александр Дзюба:
Украинская миссия - предвестник революции в России Интервью президента
Ассоциации церквей «Посольство Божье» (в рамках Российского
объединенного союза христиан веры евангельской) пастора Александра Дзюбы
Роману Лункину \\ Русское Ревью Кестонского института, Апрель 2005, №
1, http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition01/05Posolstvo.html.
Однако
руководство российских протестантских союзов после 2005 года
периодически пытается оправдаться, заявить о лояльности властям, заявить
о том, что в России таких «оранжевых» нет, либо союзы с ними борются и
отмежеваться от позиции украинских церквей: «Пятидесятники не станут
инструментом «оранжевой» революции»(Интервью с главой РОСХВЕ Сергеем
Ряховским, Интерфакс-Религия, 13 июня 2005 года,
http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=27).
Самыми
известными и вызвавшими большой резонанс в евангельской среде стали
заявления Сергея Ряховского по поводу деятелей «оранжевой» революции в
русле антиоранжевой пропаганды российских федеральных телеканалов:
«Глава российских пятидесятников не исключает, что протестантов в стране
пытаются использовать в политических целях» . Вместе с рядом российских
и украинских церквей Сергей Ряховский отмежевался от церкви «Посольство
Божие» и лично от пастора Сандея Аделаджа, который активно участвовал в
выборах на стороне Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко (Крупнейший союз
протестантов РОСХВЕ поддержал решение епископов Украины касательно
Сандея Аделаджа ).
Лидера крупнейшей церкви Латвии «Новое
поколение» Алексея Ледяева, популярного в России, руководство РОСХВЕ
обвинило в ереси за работу «Новый мировой порядок», в которой
провозглашалась идея внедрения верующих во власть и формирования
христианских правительств (Заявление крупнейшего пятидесятнического
союза России по Ледяеву ). Интересно, что Алексей Ледяев в ответ Сергею
Ряховскому обвинил его в предательстве, тесных связях с властью и
намекнул на связи РОСХВЕ и лично Сергея Ряховского с ФСБ (Ответ пастора
Алексея Ледяева на заявление С.В. Ряховского, епископа РОСХВЕ ). (ссылка
в низу материала прим-ред.)
Впоследствии в протестантской
среде, на интернет-форумах, широко обсуждались высылки и запрет на въезд
в Россию «оранжевым» пасторам. Еще в 2002 году в аэропорту задержали и
выслали обратно в Ригу Алексея Ледяева, в 2006 году также не пустили в
Россию пастора Сандея Аделаджу, в 2008 году был выслан пастор церкви
«Торжествующий Сион», филиала церкви Аделаджи в Москве, Александр Дзюба.
Все эти события напрямую связывались с той позицией, которую заняло
руководство РОСХВЕ. Спецслужбы были уверены, что на высылку ряда
пасторов есть одобрение со стороны «главного протестанта России»
Ряховского.
Помимо этого, Сергей Ряховский периодически выступал с
заявлениями, которые поддерживали официальную позицию власти по тем или
иным актуальным вопросам, видимо, это могло делаться по прямому заказу
из Администрации президента РФ . Глава РОСХВЕ даже пытался в судебном
порядке оспорить слова сектоборца Дворкина о том, что якобы Сергей
Ряховский «готовит оранжевую революцию», однако 15 мая 2007 года
Савеловский суд г. Москвы отказал в удовлетворении иска С.В. Ряховского к
Дворкину.
По заявлениям Сергея Ряховского можно проследить его
включенность в отдельные кампании, которые проводили правоохранительные
органы, ФСБ, против ряда организаций. Например, Ряховский выступал
вместе с сектоборцами против «сектантов»-индуистов» (Письмо председателя
Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской Ряховского
Сергея Васильевича №257 от 6 марта 2000 г. прокурору г.Москвы
М.А.Авдюкову по секте «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»;
Письмо
председателя Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской
Ряховского Сергея Васильевича №308 от 14 июня 2000 г. начальнику отдела
по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях
Генеральной прокуратуры РФ В.А.Гарбулину по секте «Брахма Кумарис
Всемирный Духовный Университет»;Письмо председателя Российского
Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской Ряховского Сергея
Васильевича №307 от 14 июня 2000 г. Начальнику Управления Международного
культурного сотрудничества Министерства культуры РФ В.В.Павловой по
секте «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»).
РОСХВЕ
выступало против самой мощной сети центров по реабилитации
наркозависимых «Преображение России», когда против них начали кампанию
православные сектоборцы и прокуратура, а сама организация была
ликвидирована Верховным судом РФ
(http://www.globalstrategy.ru/News/may2011/05_05_11.html). Когда была
создана угроза монополии Славянского правового центра на защиту прав
верующих, то РОСХВЕ выступило против созданной в 2011 году
альтернативной организации - против Гильдии экспертов по религии и праву
(http://newlife.ru/news/o_gildii_ehkspertov_po_religii_i_pravu/2011-09-24-577).
Сергей Ряховский также убеждал адвокатов СПЦ не помогать Российской
православной автономной церкви, альтернативной Московской патриархии,
когда у РПАЦ в рамках целой кампании 2009-2010 годов отбирали храмы в
Суздале (убеждая, что по сведениям спецслужб, в РПАЦ служат педофилы).
РОСХВЕ
и Сергей Ряховский фактически выступали против проведения целого ряда
акций, которые объединяли протестантов на независимой основе. Так
произошло с социальной акцией «Ощути силу перемен» (ОСП). По словам
руководителя этого проекта Юрия Ананьева, на одном из заседаний Совета
глав протестантских церквей Ряховский заявил, что они не сотрудничают с
иностранцами. Реальной причиной было то, что РОСХВЕ требовало, чтобы
финансовые потоки шли через них, а не контролировались в рамках финской
пятидесятнической миссии IRR-TV(руководитель Ханна Хаукка), откуда потом
средства шли конкретным церквям в России. Помимо этого, представителям
ОСП заявили в РОСХВЕ, что подобные масштабные акции по всей стране может
проводить только «Единая Россия», поэтому требуются политические
согласования, которые может сделать только Сергей Васильевич Ряховский.
В
2009 году РОСХВЕ также отмежевалось от всероссийской акции
«Инквизиторам-нет!» против присутствия сектоборцев в Экспертном совете
Минюста РФ - сначала Сергей Ряховский выступил с критикой Минюста РФ,
потом наоборот стал более мягко отзываться о Дворкине и Коновалове,
забыв, что требовал его отставки. Видимо, были получены некие гарантии
от власти (после встречи Сергея Ряховского и адвокатов СПЦ с тогдашним
заместителем Коновалова Алексеем Величко, православным публицистом,
который вместе с Коноваловым и привел Дворкина в Минюст РФ).
Негласно
под влиянием РОСХВЕ и представителей администрации президента РФ было
решено снять все материалы акции с сайта Славянского правового центра
(inkvisitoramnet.livejournal.com). Больше всего РОСХВЕ не понравилось
то, что церкви – пасторы и верующие – смогли независимо от РОСХВЕ
объединиться вокруг гражданской акции, чем поставили под удар лояльную
репутацию Сергея Ряховского в глазах сотрудников Администрации
президента РФ и лично Владислава Суркова. Свои возможности Сергей
Ряховский использует, разъезжая по субъектам РФ, встречаясь с
губернаторами, помогая церквям, которые испытывают трудности письмами и
заявлениями, которые во многих случаях оказывают эффект на чиновников в
регионах.
На федеральном уровне Ряховский стал участником
телепрограмм и различных общественно-политических мероприятий, приемов и
встреч на высшем уровне, в том числе и закрытых. Его политически
корректные заявления и интервью почти всегда призваны показать, что у
протестантов есть, что предложить власти в сфере социальных проектов,
помощи в строительстве гражданского общества. Стратегия Ряховского – в
поддержке всего, что может напоминать демократические инициативы власти,
президента и правительства, и это отношение не могут поколебать даже
отдельные чиновники, которые дискриминируют протестантов. Наоборот,
Сергей Ряховский всячески защищает чиновников. Безусловно, одним из
ярких моментов проявления политической позиции стала реакция РОСХВЕ на
митинги после выборов 4 декабря 2011 года.
Сразу после выборов
Ряховский возложил большие надежды на Общероссийский народный фронт
Путина и на то, что он вольет свежую кровь в «Единую Россию» . Затем он
выступил с заявлением фактически против митингующих: «В истории нашей
страны уже были примеры, когда хотели поменять власть путем революции, и
почти все общество было убеждено, что в результате станет лучше. Увы,
закончилось все очень трагично. Возможно, Николай II был не самый лучший
царь за всю историю России, возможно, и у нынешней власти есть
недостатки. Но те, кто пытаются «раскачать лодку» – намного опаснее»
(Заявление епископа Сергея Ряховского: «Революции — нет!». Комментарий о
ситуации с антиправительственными выступлениями в Москве ).
Во
время предвыборной встречи Путина с представителями религиозных
объединений 8 февраля 2012 года Сергей Ряховский отметил, что
протестанты выступают за него как кандидата в президенты и еще раз
оправдался перед властью за «оранжевую революцию и отделил российских
протестантов от западных, более опасных и аморальных.
Глава
РОСХВЕ отметил: «…мы связываем бОльшую часть русской протестантской
общественности, евангельских церквей, наше будущее, ну не хочу лукавить,
с Вами. Вы знаете, когда в Украине была «оранжевая революция» … Я
вспоминаю эти события, когда очень много на Майдан вышло украинских
протестантов, я написал специально письмо моим братьям — епископам,
пастырям, где сказал о том, что всё это плохо кончится, потому что любая
революция первое, что делает, пожирает собственных детей … Вы хорошо
знаете протестантский мир, работали на Западе, Вы знаете наши ценности,
наши этические принципы и наши трудолюбие, работоспособность,
деторождаемость. Это особенность русских протестантов в отличие от
западных» . То есть оказалось, что западные протестанты намного хуже
российских, поддерживающих Путина.
На следующий день после этой
встречи появилась статья Ряховского: «Не дожидаясь выборов и их исхода,
мы уже сегодня готовы включиться в реализацию многих из озвученных
сегодня проектов» . На критику со стороны Юрия Сипко свой адрес и адрес
Путина и Медведева, Сергей Ряховский ответил так: «Этот голос прозвучал
не против чьей-то позиции, а в принципе против конкретных политических
лидеров нашей страны. Я считаю, что священнослужитель должен говорить в
иных тонах. Если он оценивает политиков, тем более действующих, в таких
выражениях, он нарушает заповеди Евангелия. Есть старое русское слово,
которое используется и в нашем лексиконе, – «печалование». Моя позиция
очень простая. Не бросать камни в проезжающий кортеж правителя.
Поступать следует по-другому. Приходишь на совет с правителем и публично
печалуешься».
В чем конкретно выражалось и выражается это
«печалование» сказать трудно, поскольку большинство вопросов решаются
Сергеем Ряховским кулуарно, а не публично. По крайней мере, именно так,
чаще всего, предлагается поступать церквям и их пасторам в конфликтной
ситуации. Ни в коем случае не подавать в суд, а надеяться на то, что
Сергей Ряховский и его помощник и заместитель по РОСХВЕ Константин
Бендас решат вопросы на «высшем уровне», кулуарно в тиши кабинетов.
Решаются все вопросы в зависимости от политической ситуации. К примеру,
осенью 2012 года в Саратове в одну из церквей ХВЕ «Слово Жизни»
ворвались прокуроры и прервали богослужение в грубой форме, совершив то,
за что группа PussyRiot получила два года колонии, но в РОСХВЕ церкви
сказали, что сами разберутся и ничего в итоге не произошло.
В
сентябре в Москве в Новокосино была разрушена Церковь пятидесятников
«Святая Троица» - Сергей Ряховский много выступал вместе с пастором этой
общины Василием Романюком, была пресс-конференция, говорилось много
слов, но в итоге все осталось, как есть, а главное – чиновники не
пострадали. Многие пасторы и верующие из регионов были готовы приехать в
Москву, чтобы с плакатами протестовать против сноса Церкви «Святая
Троица», а затем по поводу этого варварского сноса и кощунства.
Однако
фактически позиция других протестантских союзов была нерешительной и
была близка к растерянности, и ситуацию в свои руки взяло РОСХВЕ. К
концу года ситуация была замята. В декабре 2012 года Сергеем Ряховским
была получена грамота от президента из рук мэра Москвы Собянина
(http://baznica.info/article/episkop-sergei-ryakhovskii-poluchil-blagod)
с благодарностью за такую общественную деятельность.
Как
отмечают лидеры многих церквей, после выборов декабря 2011 года Сергей
Ряховский фактически и скорее всего по заданию администрации президента
РФ ездил по церквям Сибири и Дальнего Востока, убеждая всех, что
выступать против власти - это плохо, что нельзя выходить на улицы и т.д.
Посмотрев
сообщения о последних семинарах по религии и праву, которые проводил
заместитель Ряховского Бендас, и выступления Ряховского, можно увидеть
основную мысль - что надо преодолевать в себе противление власти, нужна
гармония с государством, а любые мысли с критикой путинской власти - это
искушение и интеллигентские комплексы, которые надо в себе изживать. Для офисов стали заказывать себе модную мебель (www.moscow-komandor.ru)
Вот пример конкретных установок, которые даются в ходе таких
религиозно-правовых семинаров: «в России существует традиция негативного
отношения к людям власти и представителям различных «элит»:
интеллектуальной, творческой, научной, деловой.
«Мы часто
сохраняем это отрицательное отношение в церкви, выстраивая стены между
церковью и людьми власти, - подчеркнул Константин Бендас. - Очень важно
нам выстраивать отношения с ними не тогда, когда у нас возникает нужда,
или мы входим в ситуацию конфронтации, гонений, а в нормальном «рабочем»
порядке».По словам выступавшего очень важно увидеть в людях, занимающих
высокие кабинеты, тех, кто также нуждается в Евангелии, тех за кого
тоже заплачена дорогая цена – Кровь Ииcуса Христа»
Политическая
активность Ряховского и необходимость постоянно доказывать лояльность по
отношению к власти связана не только с личным тщеславием главы РОСХВЕ и
с тем, что руководство РОСХВЕ ощутило себя частью властной корпорации,
Печалование
российских протестантов. Лидер пятидесятников об отношениях с властью,
наступлении на права верующих и антиклерикальной критике // НГ-Религии,
19.10.2011,
http://religion.ng.ru/events/2011-10-19/1_protestanty.html но и
со слабостью самого Союза, который возглавляет Сергей Ряховский. В
отличие от других протестантских союзов и ассоциаций РОСХВЕ имеет
сложную структуру, в рамках которой существуют независимые церкви и
независимые ассоциации, которые напрямую не подчиняются руководству
РОСХВЕ. Создание в 2000-е годы епархий РОСХВЕ в регионах и института
полпредов РОСХВЕ по образцу с полпредами президента в федеральных
округах лишь отчасти решало и решает задачу консолидации отдельных
влиятельных пасторов вокруг руководства РОСХВЕ.
Именно поэтому
главным капиталом главы РОСХВЕ остается признание со стороны властей и
администрации президента. Помимо членства в разного рода советах и
комиссиях, Сергей Ряховский Указом Президента Российской Федерации в
2000 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-ой
степени и в 2002 году награжден медалью по случаю 200-летия Министерства
юстиции. В 2006 году награжден высшей гражданской наградой — Золотым
знаком «Общественное признание».
Уверенность Администрации
президента РФ до ухода Владислава Суркова оттуда в Сергее Ряховском была
абсолютной. В опубликованных в «Новой газете» досье на различных членов
Общественной палаты РФ, которые составлялись в администрации, по поводу
Сергея Ряховского отмечается просто: «Активен. Лоялен. Медиаприсутствие
слабое, в профильных СМИ. Специальные меры не требуются» . Обсуждение
фигуры Сергея Ряховского началось в сетевом пространстве, внутри
церквей, между пасторами после того, как в Республике Коми в феврале
2013 года стала разворачиваться кризисная ситуация вокруг церкви «Божья
Слава» и пастора Виктора Дудина, который еще несколько лет назад ушел из
РОСХВЕ в Российскую Ассамблею Бога.
Верующие в Сыктывкаре
устроили пикеты с плакатами, где были надписи о том, что Сергей
Ряховский и Бендас раскалывают церкви. Основное обвинение в адрес РОСХВЕ
со стороны Дудина заключалось в том, что Сергей Ряховский и его
окружение используют свои связи с чиновниками в коррупционных целях, а
ради того, чтобы подчинить своей власти общины в регионах идут на
целенаправленный раскол церквей и дискредитацию неугодных пасторов с
помощью намеков на их моральную нечистоплотность.
Вот как
описывалась ситуация в СМИ в Коми: «15 апреля Виктор Дудин также
отправил письмо главе Республики Коми Гайзеру В.М. и главе Сыктывкара
Поздееву И.А. Дудин просит власти и общественность вмешаться в ситуацию –
дискриминации подвергается благотворительный Фонд «Возрождение» и сама
протестантская церковь. Ранее церковь постоянно подвергалась нападкам со
стороны Сыктывкарской епархии РПЦ. Теперь к православным борцам с
сектами присоединились правоохранительные органы – ФСБ негласно
оказывает давление на чиновников, полицию, Общественную палату
республики.
Давление со стороны правоохранительных органов на
церковь и лично на Дудина началось в тот момент, когда возник конфликт
вокруг крестьянского фермерского хозяйства в поселке Месью
Княжпогостского района. По словам Дудина, с 2009 года хозяйство было
рейдерски захвачено организацией «Город без наркотиков» при активном
участии руководства Российского объединенного союза христиан веры
евангельского (РОСХВЕ) и его главы Сергея Ряховского, члена Общественной
палаты РФ. Камнем преткновения стали 15 млн рублей, которые были
выделены хозяйству в качестве субсидии.
От Дудина потребовали
отдать хозяйство, на сторону Ряховского перешел зять Дудина Александр
Береза. Однако в феврале, когда от Березы стали требовать переписать
хозяйство в собственность представителей РОСХВЕ, он покаялся и перешел
снова в церковь Дудина. По документам хозяйство принадлежит Александру
Березе и Виктору Дудину. Однако 12-13 февраля 2013 года Дудина не
пустили на территорию хозяйства, а его сторонников жестоко избили.
Сейчас, по словам Дудина, он имеет доступ только к коровникам, основную
территорию оккупировали люди полубандитской внешности из «Города без
наркотиков». При этом, как собственник, Дудин обязан платить все
коммунальные платежи за хозяйство в целом.
В данной ситуации
власти стали оказывать массированное давление на церковь «Божья Слава».
Как негласно говорили Дудину во властных структурах, никто не собирается
отдавать собственнику хозяйство, поскольку Сергей Ряховский – глава
протестантов со связями в Кремле и ФСБ, местной Общественной палате
также пришло указание давить неугодную церковь, что вызвало удивление –
почему ФСБ так рьяно выполняет указания Сергея Ряховского.
Как
отмечает Виктор Дудин, «Сейчас продолжается активность Сергея Ряховского
(он давит на местных чиновников, активизировались ФСБ, прокуратура,
МВД, бандитские нападения, местное РПЦ)».В знак протеста против
равнодушия властей Виктор Дудин голодал 35 дней, после чего
представители республиканской администрации пообещали ему уладить
конфликт, но в домах на территории фермерского хозяйства по-прежнему
проживают представители РОСХВЕ. Против позиции РОСХВЕ и в поддержку
церквей, которые оказались в оппозиции Сергею Ряховскому и Бендасу
публично выступили Российская Ассамблея Бога во главе с Александром
Пуршагой, а также старший пастор церквей Карачаево-Черкессии Виктор
Страх.
По словам Виктора Дудина, с уходом Владислава Суркова из
администрации президента РФ, а затем и из правительства Сергей Ряховский
потерял точку опору во власти, а поэтому стремится любыми способами
собрать вокруг себя хоть какие-то церкви, которые бы подчинялись ему,
так как, потеряв связь со светской властью, он потеряет и остальное
влияние. Большинство пасторов в России именно так иронично и оценивают
дипломатические и политические способности Сергея Ряховского, но
отмечают, что кроме него никого все равно нет.
На протяжении
2000-х годов Сергей Ряховский являлся главным героем для всех
протестантских церквей в силу своего исключительного положения – впервые
евангельский верующий появляется вместе с власть предержащими, делает
громкие заявления о развитии общества и демократии, о роли протестантов.
Но в такой демократичной среде как евангельская лидер становится
заложником своих слов, когда вынужден приспосабливаться к авторитарной
власти, как и в советское время. Помимо этого, то, что было реальной
помощью церквям в регионах в середине 2000-х годов, в 2011-2013 годах
превратилось в пустые декларации и регалии, от которых нет толка.
Церкви
выросли, у верующих появились иные гражданские запросы, их не
устраивает роль верующих второго сорта, которые соглашаются со всем, что
исходит из Москвы. Опытному и действительно заслуженному протестантскому
лидеру, каким является Сергей Ряховский, придется учитывать новое
развитие общества, меняя свою риторику, однако доказать, что Сергей
Ряховский был всегда принципиальным сторонником демократии, даже и при
Путине, будет уже трудно.
Игорь Яковлев
Cсылки на использованные материалы.
[1]Evangelie.ru 29.09.2011, http://www.evangelie.ru/content.php?r=377 [2] Личный блог Сергея Ястржембского, 11 февраля 2012 года, http://g12pastor.blogspot.ru/2012/02/blog-post.html [3]Baznica.info 18 апреля 2012 года, http://baznica.info/article/pochemu-tserkvi-plyashut-pod-dudku-kremlya [4] «Портал-Credo.Ru, 22 августа 2012 года, http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=94624&type=view
[5] В рамках проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» (руководитель – Сергей Филатов). [6] Агентство CNL-NEWS, 30.12.2008, http://www.cnlnews.tv/2008/12/30/roshve/ [7] Новости Христианского Мира, 4 апреля 2005 года, http://prochurch.info/index.php/more/870 [8]
Сайт Церкви «Новое поколение» (Латвия), 14.04.2005,
http://www.ng.lv/rus/novosti_/mnenie_pastora__pozicia_cerkvi/zaavlenia__obrasenia__otveti/?doc=1566&ins_print [9]
Например, см.: Епископ Сергей Ряховский выступил с резкой критикой
указа президента Ющенко о реабилитации украинских националистов //
Newsru.ru, 23 октября 2006 г.,
http://www.newsru.ru/arch/religy/23oct2006/rzakhovskiy.html; Сергей
Ряховский: Против Патриарха и РПЦ ведется пиар-кампания // Правда.ру,
30.03.2012,
http://www.pravda.ru/news/politics/30-03-2012/1113078-Ryahovsky-0/,
Глава российских пятидесятников упрекает Грузинскую церковь в
бездействии во время нападения на Южную Осетию // Интерфакс-Религия, 28
августа 2008 года,
http://interfax-religion.ru/gry/?act=news&div=26228, и т.д. [10] http://www.novayagazeta.ru/comments/52643.html [11] Сергей Ряховский: министр юстиции РФ должен подать в отставку // http://www.newsru.com/religy/15apr2009/dvorkin.html [12] В рамках проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» (руководитель – Сергей Филатов.