Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

17.10.2011 13:42:04

На презентации в Москве говорили о том, какую опасность представляет благополучная Церковь

Благополучная Церковь, благополучный христианин - это огромная опасность, которая не только извращает христианство, но разрушает все общество. В этом убежден известный московский священник настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, выступивший на презентации русского перевода книги Сёрена Кьеркегора "Евангелие страданий". Книга была накануне представлена в московском Культурном центре "Покровские ворота". В порезентации приняли участие переводчик книги, доцент факультета психологии МГУ Алексей Лызлов, доктор философских наук, профессор Виталий Махлин, завкафедрой общей психологии факультета психологии МГУ, профессор Борис Братусь и научный сотрудник НИИ психиатрии Ольга Серавина.

Автор предисловия к книге, Алексий Уминский обратил внимание на то, как созвучны нашему времени мысли датского философа и теолога середины XIX в. По словам священника, Кьеркегор одним из первых понял опасность "благополучного христианства". "Мир, в котором жил Кьеркегор, Европа в ХХ в., Россия до революции - это мир благополучного христианства, благополучной Церкви", - пишет священник в предисловии, которое он зачитал на презентации. По его словам, именно в "благополучном христианстве" коренятся причины страшных мировых катастроф ХХ в. "Кьеркегор чувствовал, что такое христианство - самая страшная разрушительная сила", - сказал выступавший, слова которого приводит Благовест-инфо.

Его тревожит, что симптомы "благополучного христианства" видны и сейчас, после многих десятилетий гонений на Церковь. Раньше, когда Церковь была преследуемой, "ее тихое слово звучало очень громко, воспринималось как слово жизни". В ХХ в. Церковь "лишили всех мирских подпорок - и она пошла за Христом". Теперь же, когда Церковь получила возможность открыто говорить со всем миром, "ее слова могут оказаться неуслышанными".

По мнению Алексия Уминского, в процессе возрождения Церкви "происходит очень страшное явление: христианство в России тоже хочет быть благополучным: хочется, чтобы государство поддерживало Церковь, чтобы главными знаками нашей церковности были внешние атрибуты - строй богослужения, золотые купола и т.п. Вот и протоиерей Всеволод Чаплин говорит о том, что Церковь должна быть богатой, чтобы выглядеть достойно перед лицом сильных мира сего:"

Слово "благополучие" как синоним стагнации, победы мира над Духом многократно звучало на вечере, причем Алексий Уминский подчеркивал, что эта идея чужда Церкви "по определению": "Желание встроиться в систему благополучия: - это не то чтобы идея Церкви, но это идея тех нас, кто пришел сегодня в Церковь, зараженный идеей благополучия и хочет эту идею - на уровне от простого, самого незаметного прихожанина до церковного иерарха - совместить с жизнью во Христе".

Последнее решительно невозможно, и об этом ясно говорит Евангелие и толкующий его Кьеркегор. По Кьеркегору, христианин - тот, кто следует за Христом, а это невозможно без несения своего креста. Несение креста, в свою очередь, всегда связано с бесконечным доверием Богу, принятием страданий и максимой христианской этики - любовью к врагам. "Любовь к врагам разрушает систему благополучия - именно в этом, по слову Силуана Афонского, проявляет себя христианин. Как нет христианства без любви к врагам, так нет и следования за Христом, если ты не страдаешь", - пишет в предисловии православный священник.

Говоря о теме страдания, которой посвящена вся книга, отец Алексий заметил, что Кьеркегор, "не будучи знаком со святоотеческой аскетической традицией, говорит абсолютно в духе этой традиции". Современный же православный читатель воспринимает страдание не столько через учение Церкви, сколько через русскую литературу, которая далеко не всегда соотносит страдание со Христом. Отмечая "языческое понимание страдания" в ряде сочинений Достоевского, Льва Толстого, Алексий Уминский считает, что стоит прислушаться к Кьеркегору, который считает страдание путем к обретению подлинного человека, к самопознанию. "Страдание - радостный знак того, что путь твой ко Христу верен", - пишет Кьеркегор.

Отвечая на прозвучавший из зала вопрос о том, "как у Кьеркегора с радостью?", Алексий Уминский ответил, что с этим у философа было все в порядке, поскольку "радость - это результат следования за Христом со своим крестом".

В свою очередб переводчик книги Алексей Лызлов обратил внимание присутствующих на название глав книги Кьеркегора: "Что значит последовать за Христом и какая в этом радость?"; "Радость в том, что школа страданий готовит к вечности", "Радость в том, что по отношению к Богу человек никогда не страдает без вины", "Радость в том, что если временное страдание предельно тяжко, все же вечное блаженство перевешивает его" и т.д.

Вопрос о страдании глубоко затронул многочисленных участников вечера. Алексия Уминского спрашивали о том, как решаются вопросы страдания в пастырской практике, о душевном "выгорании" священников, которым приходится выслушивать о страданиях годами. Не вдаваясь в "профессиональные" подобности душепопечительской работы, отец Алексий обратил внимание на то, что значимо для каждого христианина: "Страдать и сострадать - это одно и то же. Сострадание действует через человека как любовь Христова, и тогда сострадающий не расточает себя, а умножает".

Отец Алексий считает вполне правомерным "вчитывать в Кьеркегора православную проблематику", как выразилась одна из слушательниц. "Кьеркегор постоянно пытается лишить нас иллюзии, что мы христиане. Главный его посыл - чтобы человек очеловечился. Для него быть человеком - быть христианином", - сказал он.

Психиатр Ольга Серавина (НИИ психиатрии) также считает, что Кьеркегор, воспитанный в лоне датского лютеранства, воспринимается сегодня как "просто христианин - совершенно родной". Кроме того, она убеждена, что книги Кьеркегора помогают справиться с двумя самими главными проблемами современного человека - это разобщенность и когнитивное расстройство. Что касается последнего, то тексты датского философа - это "последняя защита от распада, они настолько кристальны, что выправляют наше разрушенное мышление", считает О. Серавина. Как психиатр, она даже назвала Кьеркегора "клиницистом": он точно описывает духовную подоплеку и варианты депрессий, типы отчаяния таким образом, что каждый читатель может спросить себя: "А где тут я?" По выражению О. Серавиной, "богодухновенная" книга "Евангелие страдания" может стать настоящим учебником для психологов и психиатров.

Презентация проходила в форме оживленной дискуссии. Одной из заключительных стала реплика священника Владимира Лапшина, который согласился с акцентами, расставленными в оценке книги Алексием Уминским: "Ориентация на успех, на удачу - одна из распространенных подмен в нашем мире. Но Христос - очевидный "неудачник" в этом мире. "Евангелие страдания" - очень хорошая христианская книга".

Источник:

Religio.Ru

Архив новостей

Облако тегов:
кьеркегор алексий церковь кьеркегора христом страдания церкви страдание считает радость уминский христианства христианин евангелие благополучия врагам человека датского страданий священник христианство психологии серавина философа внимание обратил благополучного алексий уминский благополучного христианства обратил внимание систему благополучия евангелие страдания алексия уминского датского философа факультета психологии алексей лызлов

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>