Христианские новости и новости религий со всего мира.
27.09.2010 16:42:54
Большинство учащихся желают продолжать изучение "религиозных культур и светской этики" - данные опроса РАГС при президенте РФ "для служебного пользования"
Большинство учащихся желают продолжать изучение "религиозных культур и светской этики" - данные опроса РАГС при президенте РФ "для служебного пользования"
Результаты опроса учащихся четвертых классов общеобразовательных школ, проведенного в рамках социологического исследования Российской академии государственной службы (РАГС) при президенте РФ хода апробации учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), предполагают продолжение изучения этого курса, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
В комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" вошли шесть учебных модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Как следует из документа "Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации "Основы религиозных культур и светской этики" (КУРС ОРКСЭ)", вышедшего под "шапкой" Минобрнауки и РАГС при президенте РФ и грифом "Для служебного пользования", "большинство опрошенных учащихся (42,1%), участвующих в эксперименте по апробации курса ОРКСЭ, осваивают модуль "Основы светской этики", 30,6% опрошенных изучают "Основы православной культуры", 20,0% – "Основы мировых религиозных культур", 5,2% – "Основы исламской культуры", 2,0% – основы буддийской культуры, 0,1% – "Основы иудейской культуры".
Рассмотрение ответов обучающихся в региональном разрезе дает следующую картину. "50–70% школьников изучают "Основы светской этики" в Вологодской, Калининградской, Пензенской, Свердловской, Курганской, Новосибирской, Томской областях, Красноярском и Камчатском крае. Большинство учащихся школ Карачаево-Черкесской и Чувашской Республик обучаются "Основам мировых религиозных культур", Костромской, Тамбовской, Тверской областей, Ставропольского края и Еврейской автономной области – "Основам православной культуры". "Основы исламской культуры" изучают главным образом жители Чеченской Республики, а "Основы буддийской культуры" осваивают только лишь школьники Республики Калмыкия. По данным исследования, три модуля курса, посвященные таким религиям как ислам, буддизм и иудаизм в большинстве регионов практически не изучаются".
По мнению авторов документа, данные опроса свидетельствуют об интересе большинства учащихся к изучению нового курса и их желании продолжать изучение этого курса в дальнейшем: "81,6% учащихся выражают желание продолжать изучение этого курса, при этом 74,2% школьников в 5-м классе собираются изучать тот же модуль, который изучают в 4-м классе. Пока еще не определились в своем желании продолжать обучаться по курсу ОРКСЭ в средней школе 12,5% опрошенных учащихся. Таких учащихся больше, чем в других регионах, в Республике Калмыкия и Курганской области".
Завершается исследование на оптимистической ноте. "По данным настоящего исследования, около двух третей опрошенных учащихся заявили, что им на уроках по курсу нравятся беседы о хороших и плохих поступках людей и изучение праздников и традиций. Следовательно, школьники открыты для дальнейшего восприятия нравственно-ориентированных материалов курса, в том числе, для знакомства с культурами различных религий".
Выборочные социологические опросы учащихся четвертых классов общеобразовательных школ, в которых проходит апробация курса ОРКСЭ, их родителей (законных представителей) и экспертные опросы представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, компетентных представителей религиозных организаций, руководителей школ, педагогов, преподающих курс ОРКСЭ, проведены с 20 по 28 мая 2010 г. Исследование осуществлено социологическим центром РАГС при президенте РФ совместно с кафедрой государственно-конфессиональных отношений по Государственному контракту с Министерством образования и науки РФ в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
Между тем, по мнению сопредседателя Совета Института свободы совести Сергея Бурьянова, среди упомянутых модулей ОРКСЭ только "Основы светской этики" не противоречат конституционному принципу светскости государства (в т.ч. государственная система образования), поскольку не являются конфессионально ориентированными. Что касается, модуля "Основы мировых религиозных культур", то он уравновесит узкоконфессиональные модули, но его мировоззренческий нейтралитет будет зависеть от методологии преподавания. Как отметил эксперт в интервью "Порталу-Credo.Ru", с точки зрения конституционного принципа светскости государства (в т.ч. государственной системы образования) модули "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры" должны быть не только альтернативными и добровольными, но и финансироваться за счет верующих и соответствующих религиозных объединений. Сергей Бурьянов напомнил, что "министр образования и науки РФ А.Фурсенко оценил затраты на подготовку учителей по вышеупомянутому новому предмету в сотни миллионов рублей. Кроме того, имеются вопросы относительно методологии исследований, а также организации их проводившей. Это РАГС при президенте РФ".
"Именно президент РФ Д. Медведев год назад принял решение о начале заведомо антиконституционного эксперимента по введению ОРКСЭ, - заявил также Сергей Бурьянов. - А теперь академия госслужбы при нем тестирует результаты этого эксперимента. Кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС, фигурирующая в качестве исполнителя исследования, регулярно привлекается для наукообразного обоснования антиконституционных новаций Кремля. Среди самых известных в последние годы – разделение религиозных организаций на "традиционные-нетрадиционные", борьба с "религиозным экстремизмом". Естественно, что выбор РАГС предопределил оптимистические результаты исследования апробации ОРКСЭ".