Христианские новости и новости религий со всего мира.
16.07.2010 23:44:43
Про СНГ и Европу
Intesa. Причем отсутствие такого соглашения никоим образом не может ограничивать свободное исповедание религии верующими той или иной общины. И, разумеется, если община какой-то из религий не захочет регистрировать свой устав, прокуратура, служба безопасности и полиция не станет эту общину преследовать, а ее лидера не оштрафуют на восемь средних месячных зарплат, как баптистского пастора Олега Воропаева из казахстанского города Павлодар и многих его единоверцев. Причем даже в тех западноевропейских странах, где власть не в восторге от деятельности тех или иных религиозных групп, их члены все равно получают должную защиту. Потому, среди прочего, что образцово работает судебная система и нельзя себе представить, чтобы ее решения не выполнялись.
В 2009 г. очень авторитетный исследовательский центр Pew Forum, специализирующийся на изучении религии в ее глобальных общественных, политических и экономических проявлениях, осуществил интереснейшее исследование ограничения религиозной свободы в мире. 198 стран планеты были изучены с учетом того, как защищается и как преследуется в них индивидуальное и коллективное право человека верить в то, что он, человек, считает достойным веры. Для объективности анализа было внедрено двадцать индикаторов, которые касаются характера законодательных ограничений, степени вмешательства властей в деятельность религиозных организаций, возможностей для публичного выражения религиозных убеждений, для миссионерства, смены религиозной принадлежности, наличия/отсутствия дискриминации на религиозной почве и т.п. По полученным данным был сконструирован Индекс правительственного ограничения религиозной свободы. Чем больше ответов «да» на вопрос о тех или иных ограничениях, тем более высокий индекс и тем, разумеется, более низкий уровень религиозной свободы. Результат таков: для западноевропейских стран этот индекс составил от 0.1 (Сан-Марино) до 4.6 (Греция). У Нидерландов индекс — 0.4, у Португалии — 0.6, Финляндии — 0.8, Швеции и Швейцарии — 1.0, Норвегии — 1.2, Испании — 1.9, Австрии — 2.7, Великобритании и Италии — 2.2, Дании — 2.4, Германии — 3.2, Франции — 3.4, у Бельгии — 3.9.
Сравним этот индекс с полученными для стран-членов СНГ. Итак: Армения — 4.0, Молдова — 4.6, Казахстан — 5.0, Азербайджан — 5.1, Таджикистан — 5.5, Россия — 6.0, Беларусь — 6.1, Узбекистан — 8.0. По ограничениями страны классифицированы в четыре группы: от 6.7 до 8.4 — очень сильные ограничения, от 4.5 до 6.6 — сильные, от 2.4 до 4.4 — умеренные, от 0 до 2.3 — незначительные.
У Украины означенный индекс 2.6. Довольно пристойно, даже если принять во внимание те многочисленные и хорошо известные проблемы с законодательством и в отношениях между религиозными организациями и властями (особенно местными). При этом в Украине есть Церкви, сыгравшие особую роль в истории страны и формировании украинской культуры. Они действительно нуждаются в законодательных изменениях, но едва ли таких, которые бы ухудшили положение других религиозных сообществ. Репрессии относительно одних не оборачиваются расцветом других. То, чем парламентарии действительно способны помочь наиболее влиятельным Церквям — это законы, которые бы обеспечили полноценное присутствие религиозных организаций в публичной сфере; справедливость в возвращении им отчужденного советской властью имущества; поддержку в сохранении и развитии созданного в их русле богословского, художественного и архитектурного наследия; максимальное уменьшение зависимости от власти. Церкви, в конце концов, еще в большей степени нуждаются в законах, которые бы обуздали коррупцию в стране, дали ей честное судопроизводство, укрепили гражданские свободы, вывели бы из тени экономику. Вот в таком случае законодатели действительно попадут в европейский, а не в СНДшный тренд.