Христианские новости и новости религий со всего мира.
16.06.2010 15:45:27
Мобильные группы за агитацию в пользу ОПК появятся во Владивостоке
Мобильные группы за агитацию в пользу ОПК появятся во Владивостоке
В итоговом документе приуроченных к Кирилло-мефодиевским дням Х Дальневосточных образовательных чтений с участием в организации и работе мероприятия аппарата полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, администрации Приморского края, мэрии Владивостока, представителей властных структур других дальневосточных регионов, была заявлена поддержка новым федеральным стандартам государственного образования (ФГОС), которые, как отмечается в тексте, "уделяют проблеме воспитания основополагающую роль".
Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", среди предложений Чтений также имеется пункт о создания при лаборатории Основ православной культуры Приморского краевого института повышения квалификации работников образования совместно с ОД "Дальневосточное межрегиональное родительское собрание" "мобильной группы для ведения разъяснительной работы с родителями при определении ими модуля курса "Основы религиозных культур и светской этики". Текст документа опубликован на официальном сайте Владивостокской епархии РПЦ МП.
Для справки: в рамках ФГОС разработан специальный раздел с названием "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. при участии в разработке проекта Гусейнова А.А. — директора Института философии РАН, академика РАН, Сахарова А.Н. — директора Института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН, Любимова Л.Л. - заместителя научного руководителя Государственного университета Высшей школы экономики, Монахова С.В. — заместителя директора Федерального института развития образования, Мустафина Д.М. — первого заместителя министра образования и науки Республики Татарстан, Савинова Е.С. — действительного государственного советника Российской Федерации III класса, Семененко И.С. — ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН. "Концепция" объявлена "методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования" (с.6 ). На её основе планируется разработать общероссийскую программу духовно-нравственного воспитания учащихся.
"Концепция" прямо указывает, что в 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, "освобождённой" от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией (с.11).
В тексте "Концепции" достаточно подробно прописывается перечень "носителей базовых национальных ценностей" в сочетании с упоминанием неправового понятия "традиционная религия". Так, "носителями" объявляются различные социальные, профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества (с.16).
В свою очередь, "традиционными источниками нравственности" в документе объявляются: "Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество".
Здесь же даётся и определение "традиционным российским религиям". Это "представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога" (с.18).
Авторы документа приводят перечень субъектов образовательного процесса в рамках социально-педагогического партнерства, без которых, как указывается, нельзя "обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся". В свою очередь, "для решения этой общенациональной задачи" предлагается "выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ" (с.20). Соответственно, "организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ" (с.21). В свою очередь, "духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся" предлагается интегрировать "в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную <…> Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни (с.21)
В оценке "Концепции", которую представил "Порталу-Сredо.Ru" эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) кандидат философских наук Михаил Жеребятьев, отмечается, что наряду с общим посылом данного документа интегрировать наследие эпох, культур, народов, отечественный и мировой социо-культурный опыт в систему координат современного общества с гражданским обществом и гражданской нацией, в нём парадоксальным образом не нашлось места так остро необходимым сегодняшнему российскому социуму определениям светского государства и светской культуры. Как отметил исследователь, светское государство – это правовой принцип, несмотря на конституционную закреплённость нуждающийся в конкретных механизмах своей реализации, а светская культура – это не только неотъемлемая часть многогранной отечественной духовно-нравственной традиции, но также и матрица жизни подавляющего большинства нынешних россиян.
Акцент в документе, по мнению эксперта ИГПИ, был сделал "на этнографической статике в ущерб общей социальной динамике". К тому же "Концепция", как отмечает М.Жеребятьев, "напоминает декларации советского прошлого без прописи проблемных зон, границ и коридоров, столь необходимых для разрешения разного рода встречающихся в жизни конфликтных ситуаций".