Христианские новости и новости религий со всего мира.
08.03.2010 10:45:34
Союз Православных братств провел конференцию, посвященную 70-летию окончания советско-финской войны
Союз Православных братств провел конференцию, посвященную 70-летию окончания советско-финской войны
Союз Православных братств провел в Москве 7 марта конференцию, посвященную 70-летию окончания советско-финской войны, сообщает пресс-служба СПБ.
Перед началом конференции в церкви св. Николы на Берсеневке была совершена панихида "о всех православных воинах, убиенных во время финской компании". Как известно, в ходе этой кампании погибло до двухсот тысяч наших солдат. По окончании панихиды в центре Союзе Православных братств прошла научно-практическая конференция, посвященная 70-летней годовщине окончания этой войны.
В работе конференции приняли участие члены Союза Православных братств, Союза "Христианское Возрождение", Союза Русского Народа, Общероссийской общественной организации "Офицеры России", Союза казаков России и др. В выступлениях участников конференции затрагивался широкий спектр вопросов, относящихся к данной теме: обстоятельства выхода Финляндии из состава России в 1917 году, причины войны, военно-стратегические аспекты ведения боевых действий, духовно-нравственные, геополитические, международно-политические и правовые последствия войны и т. д.
Во время советско-финской войны иноки трех монастырей Русского Севера – Валаамского, Коневского и Трифонова Печенегского - были вынуждены оставить родные обители. Никто из них обратно не вернулся. Древнейший русский Валаамский монастырь (Северный Афон на Ладоге) подвергся интенсивной бомбежке. Только 2-4 февраля 1940 года Валаамские святыни бомбили 70 советских самолетов. Промыслительно бомба, предназначенная для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала в нескольких метрах от главного входа и не взорвалась. 5 февраля братия во главе с игуменом Харитоном покинула обитель. Каждый десятый монах погиб.
Напряженная дискуссия имела место между сопредседателями СПБ Ерчаком В.М. и игуменом Кириллом (Сахаровым), историком по светскому образованию и кандидатом богословия. Ерчак В.М. однозначно негативно оценивал поведение нашей страны в этом конфликте, называл его позором для нас. "Мы оказались вовлеченными в тайную и многоходовую комбинацию по развязыванию мировой бойни, - отметил он. - С нашей стороны эта война выглядела захватнической. Уже до начала военных действий на территории СССР было искусственно создано новое правительство Финляндии во главе с Отто Куусиненом, так называемое "народное", с которым Советское правительство заключило договор о взаимопомощи и дружбе. Война началась с мелкой провокации: якобы финская артиллерия 26 ноября 1939 г. обстреляла нашу территорию у д. Майнила. Сейчас не приходится сомневается, что это была ложь. "Не дадим совать финское рыло в наш советский огород", - таким лозунгом была обозначена агитационная кампания против "белофиннов". 28 ноября 1939 г. был денонсирован договор о ненападении, а 30 ноября без объявления войны Красная армия напала на Финляндию. Точно так же провокационно действовал Гитлер против Польши в сентябре 1939 года и против СССР в июне 1941. Но финны во главе с талантливым маршалом Маннергеймом, бывшим царским генералом, дали отпор попытке оккупации. Вред от этой войны был колоссальный. Перенос границы от Ленинграда на несколько десятков километров не имел того стратегического значения, ради которого можно было идти на такие жертвы. Когда десятки, а в общей сложности сотни самолетов стали бомбить мирный Хельсинки и православный Валаамский монастырь – вся Европа встала против нас. Советский Союз исключили из Лиги Наций. Моральный дух красноармейцев был низким. Прежде русский воин стоял за правду и был воином-освободителем. Пример тому - поведение России при нападении Австро-Венгрии на Православную Сербию в 1914 году. После событий в Финляндии у Германии появились аргументы для нападения на СССР и ее в этом поддержала значительная часть Русской эмиграции. А потом не надо забывать о переселении 430 тысяч финнов, вынужденных покинуть территории, отошедшие к СССР. Для маленькой Финляндии это очень много".
Игумен Кирилл затронул обстоятельства предоставления Финляндии независимости в 1917 году и отметил следующее: "Нельзя оспаривать обоснованность обеспокоенности с нашей стороны близостью границ с Финляндией у Ленинграда, учитывая сближение Финляндии с Германией в контексте надвигающейся войны. Финская делегация почти уже согласилась с предложениями СССР отодвинуть границу за большую территориальную компенсацию, однако под влиянием мировой закулисы, заинтересованной в разжигании войны, отказалась это сделать. Имеются данные о том, что обстрел 70-й стрелковой дивизии Красной армии 26 ноября 1939 года все же был произведен с финской территории, хотя Маннергейм и финское правительство это отрицали. Этот факт наводит на мысль об участии в развязывании конфликта третьих сил. Да, у финнов была своя правда, они защищали свою родину под руководством опытного маршала. От военных специалистов приходилось неоднократно слышать о том, что если бы граница не была бы отодвинута от нашей северной столицы, то неизвестно еще, выстоял бы Ленинград в блокаде. Уничтожение линии Маннергейма также благоприятно сказалось на ходе Второй мировой войны на северо-западном направлении".
Отец Кирилл также отметил, что в последние годы имели место случаи проникновения клириков Финской Православной Церкви на территорию российской Карелии для совершения треб. Финская Православная Церковь, как известно, - единственная из семьи Православных Церквей (она автономна в составе Константинопольского патриархата), придерживается новостильной пасхалии, что является серьезным нарушением канонических норм. Между тем, территории, вошедшие в состав нашей страны, в церковном отношении стали частью Московского патриархата, который придерживается канонической пасхалии, что тоже немаловажно. "А потом, когда мы бесконечно во всем каемся и постоянно посыпаем голову пеплом, мы, в данном случае, провоцируем реваншистские настроения у финнов, желание требовать компенсации", - отметил о. Кирилл.
Игумен Кирилл (Сахаров) поделился своими впечатлениями от посещении Карелии в позапрошлом году. До сих пор остатки линии Маннергейма производят большое впечатление своей монументальностью. По словам о. Кирилла, когда он посещал знаменитый Мраморный каньон и другие места, вошедшие состав нашей страны по окончании войны, его не покидало острое ощущение опасности потери этих территорий из-за их заброшенности и запущенности. Чувство тревоги возникало также из-за недостаточной укрепленности нашей пограничной полосы, на границе с Финляндией.
В отношении территориальной компенсации Финляндии у некоторых участников конференции прозвучало следующее сомнение. На первый взгляд, такое предложение предоставляло немалые выгоды для Финляндии – ей уступалась вдвое большая по площади территория. Но это только на первый взгляд. Ведь сама Финляндия уступала бы в таком случае хорошо освоенные районы Карельского перешейка, где располагались укрепления "линии Маннергейма". "Общая глубина территории с оборонительными сооружениями составляла 80-100 километров, - вспоминает маршал Мерецков. – Из этих сооружений 350 являлись железобетонными и 2400 – деревянно-земляными, отлично замаскированными. К концу кампании советские войска имели в 2,5 раза больше личного состава и в 2,8 раза больше артиллерии, чем противник".
Красная армия несла большие потери от мин, а миноискателей не имела, их пришлось срочно разрабатывать и запускать в производство уже после начала войны. Всего Финляндия использовала против СССР 287 самолетов, в том числе 167 истребителей, потеряв из них 61 единицу. Советская авиация имела 2500 самолетов, из которых было уничтожено финнами 725. Из 3200 советских танков противник захватил или уничтожил 1600. Финская армия потеряла 23,5 тыс. убитыми и умершими от ран, более 1 тыс. пленными, 43,5 тыс. ранеными, из которых около 10 тыс. остались инвалидами. Советские потери финнами были оценены в 200 тыс. убитыми и умершими от ран. На одного финна приходилось восемь погибших советских солдат и офицеров.
Третий сопредседатель СПБ, глава "Союза Христианское возрождение" Осипов В.Н. рассказал о своих встречах в лагерях с участниками советско-финской войны. Один эстонец, воевавший тогда в составе финских войск, рассказывал, как он косил из пулемета цепь за цепью наступавших советских солдат. Они шли, как на убой, без всякого маневра, без артподготовки и т. д. Это случай поразил Осипова, он тогда пронзительно ощутил, что о русском народе никто не заботится, и он дал обещание "служить русскому народу до конца своих дней во избавление от третьего безбожного ига".
Верховный атаман Союза казаков России Задорожный П.Ф. в своем выступлении поставил под сомнение статистику потерь с обеих сторон. Немало наших погибших воинов до сих пор не захоронено. Итогом войны была наша победа. То, что Финляндия во время Великой Отечественной войны была на стороне Германии и финские войска участвовали в блокаде Ленинграда, подтверждает, по мнению выступавшего, обоснованность тревоги по поводу близости финской границы у нашей северной столицы.
Участники конференции единодушно выступили за установку памятного креста воинам, павшим во время "зимней войны" 1939-1940 гг.