Христианские новости и новости религий со всего мира.
23.11.2009 16:48:19
Адвокат Константин Ерофеев о свободе вероисповедания в России
В рамках проекта «Христианский Правозащитный Дом» на вопросы президента общественной организации «Христианская Украина» Вадима Гагарина и специального корреспондента InVictory News Анны Онищенко, ответил христианский адвокат из Санкт-Петербурга Константин Ерофеев.
Константин Ерофеев - адвокат, член Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга, преподаватель в светских и христианских вузах Санкт-Петербурга. Более 14 лет защищает интересы христианских организаций и верующих различных конфессий в Северо-Западном регионе. Автор около 100 научных и публицистических материалов, сборников законодательства и учебно-методических пособий.
Константин Борисович, какое состояние христианской свободы с точки зрения правозащиты в России?
Современная Россия – страна с развитым законодательством, защищающим права и свободы человека. Российская Конституция признается экспертами одной из самых демократичных в Европе. Разумеется, Конституция гарантирует защиту прав на свободу вероисповедания и свободу совести. Проблема состоит в том, что ультралиберальные положения Конституции не всегда соответствуют идеям выстраиваемой в настоящее время в России «суверенной демократии».
В течение последних двенадцати лет идет планомерная работа по фактическому ограничению религиозных свобод. Прежде всего, усиливается контроль над деятельностью зарегистрированных религиозных организаций, их сейчас в России порядка 23 тысяч. Контроль может включать доскональные изматывающие проверки многих аспектов деятельности церквей, отвлекает людские и материальные ресурсы религиозных организаций от выполнения своих основных функций – служения Господу и людям.
Многие религиозные организации не выдерживают прессинга, закрываются сами либо по решению суда. Последних ежегодно несколько сотен.
Кроме того, Россия, и в этом ее основное отличие от Украины, страна фактически монорелигиозная. Почти три четверти населения называют себя православными. Разумеется, многие из них почти не посещают церковь, мало знакомы с православным богословием и обрядами. Значительно отстает от Русской Православной Церкви ислам, мусульман в России 12-15 процентов. Протестантские церкви в ряде регионов растут значительными темпами, приходит много молодых верующих. Но общее количество протестантов не превышает одного процента, они раздроблены, подчас конкурируют друг с другом. Все это дает основание властям фактически игнорировать интересы протестантов.
Тем временем РПЦ де-факто уже стала государственной церковью. На уровне Президента России приняты принципиальные решения о создании института военных священников, по данным лидеров РПЦ их будет до 83 процентов, о включении фактически, теологического курса «Основы православной культуры» в школьную программу. РПЦ активно лоббирует свои интересы в государственной аккредитации православных вузов, что сделает возможным признание церковных дипломов и ученых степеней.
Своими завоеваниями РПЦ готова делиться лишь с, так называемыми, «традиционными конфессиями», к которым относится ислам, буддизм и иудаизм. Их лидеры координируют свои действия, вместе представляют интересы в высших органах государственной власти. В эту «великолепную четверку» не попадают католики и лютеране, имеющие многолетнюю историю пребывания на территории России, не попадают и баптисты, харизматы, пятидесятники, насчитывающие сотни тысяч последователей. Они фактически находятся на периферии общественной жизни.
В России весьма силен религиозный элитаризм. Быть православным, мусульманином, буддистом, иудеем – нормально. А если ты протестант? Соседи смотрят настороженно. Еще бы – по телевизору полным-полно передач о «сектах-убийцах». Если ты госслужащий – могут вызвать на нелицеприятный разговор, что, мол, ты делаешь в «американской секте». Хотя, конечно, о гонениях на христиан говорить не приходится, вся политическая и общественная жизнь будут подталкивать к решению «жить как все», то есть принадлежать к традиционной конфессии.
Однако мне кажется, что в последние год-два объектами основных нападок со стороны православных клерикалов являются не протестанты, а атеисты. Заявлять о своем материалистическом мировоззрении стало совсем не модно.
Как в текущем году изменилось правовое положение религиозных организаций?
В 2009 году формально положение религиозных организаций в нашей стране не изменилось. Продолжают действовать фундаментальные законы о некоммерческих организациях, которые были приняты еще во второй половине 90-х годов. Для религиозных организаций это, прежде всего Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
И, тем не менее, при неизменности федеральных законов правовое положение религиозных организаций не стало стабильнее. В настоящее время в недрах Минюста обсуждаются поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государство пытается поставить под контроль миссионерскую деятельность. Разумеется, речь идет о деятельности иностранных проповедников. Случается, они действительно нарушают визовый режим, не учитывают традиции и культуру россиян. Но иностранных миссионеров год от года становится все меньше. И многие справедливо опасаются, что закон о миссионерах ударит, прежде всего, по рядовым гражданам, которые стремятся поделиться с окружающими Благой вестью о Христе. Вызывает недоумение, что штраф за «незаконную» миссионерскую деятельность планируют сделать больше, чем за хулиганство.
Как обстоит дело с регистрацией новых церквей?
Процесс регистрации новых церквей катастрофически затормозился. Этому есть и объективные причины, приток людей в церкви замедлился. Но и при регистрации религиозной организации верующие сталкиваются с большими трудностями: много документов, подписей, забюрократизированная процедура регистрации. У меня нет официальной статистики, но, думаю, что в прошедшие годы численность вновь зарегистрированных церквей сократилась раз в десять, по сравнению с началом 2000-х годов. Надеюсь, что в будущем государство придет к тому, чтобы процедура регистрации новой церкви была бы существенно облегчена. Ведь церковь – это важнейший элемент гражданского общества, которое мы все не так успешно пытаемся построить. Для власти будет выгоднее, если верующие будут собираться открыто, гласно, с оформленными документами, а не полуподпольно по квартирам.
Константин Борисович, как Вы считаете, не ожидает ли Россию та же участь, что и Беларусь?
Религиозная ситуация в России и Беларуси внешне схожа. И там, и там доминирует русское православие. Часто игнорируются права религиозных меньшинств. В угоду политической конъюнктуре религиозные конкуренты легко могут быть объявлены "сектантами", "агентами влияния", "западниками". В обеих странах у доминирующей конфессии есть многочисленный "сосед", интересы которого нельзя не учитывать. В России - это ислам, по некоторым данным его исповедуют 10-15 процентов россиян, а также значительное количество мигрантов, вероятно, до десяти миллионов. Число мусульман заметными темпами растет из-за массовой миграции и высокой рождаемости. По многим вопросам общественной жизни российские мусульмане придерживаются более консервативных взглядов, чем православные.
В Белоруссии исламский фактор мало заметен. Там второй по численности конфессией является католицизм. После Второго Ватиканского собора католическая церковь стала значительно более либеральной, исповедующей современные концепции прав и свобод человека. Думаю, что католики "тянут" белорусское православие в сторону западных ценностей. Да и само белорусское православие не полностью тождественно русскому - несколько иная схоластика, традиции.
Впрочем, с избранием нового патриарха РПЦ стремительно меняет лицо - новые люди, новые подходы, новые идеи. Мы видим, как стремительно растет миссионерская деятельность, подчас, используются чисто западные методики - мотопробеги, музыкальные фестивали, встречи на стадионах, журналы и фильмы. Православная церковь видит себя активным игроком в науке, культуре, даже политике. Очевидно стремление сделать православие почти что государственной идеологией. На мой взгляд, имеют место реформационные тенденции в РПЦ, разумеется, лишь во внешних формах, не затрагивая теологии. Такого рода церковное обновление противоречиво, не всеми принимается. Но очевидно стремление иерархии сделать церковь более современной, конкурентной.
Какое, по Вашему мнению, состояние и перспективы христианской свободы в Украине?
К сожалению, мы мало знаем об Украине. Средства массовой информации значительное внимание уделяют перипетиям политической борьбы в Киеве. О религиозных проблемах почти ничего не говорится. Разве что во время приезда патриарха Кирилла шла мощная пропагандистская компания по дискредитации «филаретовцев». Также время от времени недобрым словом поминают униатов, силой отнявших у РПЦ западноукраинские храмы в начале 90-х. Также много пишут о поддержке «филаретовцами» и униатами украинских националистических организаций.
О протестантских церквях говорят очень мало. Лишь изредка покажут Сандея Аделаджу, сопровождая комментариями, что вот, мол, какие странные «сектанты» есть в Киеве.
Мне известно, что на Украине уровень религиозности всегда, даже в годы официального атеизма, был высок. Даже в годы Советской власти в западноукраинских селах друг друга приветствовали «Слава Иисусу Христу!». Невозможно даже представить такое в Ленинграде или Москве 20-30 лет назад. Преподаватели Санкт-Петербургской православной духовной академии рассказывали мне, что раньше до половины семинаристов были западноукраинцами. У нас отпускали благообразную «православную» бородку, а как садились в поезд «Ленинград – Львов» тут же ее сбривали!
Такая сильная религиозность украинцев не могла не сделать духовный подъем в 90-е годы столь мощным, обдуманным. У нас все было более формально. Интерес к религии у многих скоро затих, сейчас наблюдается отток верующих из церквей. Все заняты поиском хлеба насущного, повседневной суетой. Наши пастыри надеялись, что кризис вернет людей в храмы, этого не получилось.
Для многих православных независимость Украины вызывает весьма болезненные ощущения. Как же так? Самый близкий, братский народ имеет, оказывается, свой религиозный менталитет, свое богословие, свои, отличные от нас, духовные поиски. Но в значительной мере критика религиозной жизни на Украине для россиян вторична. На первом месте – политические противоречия, а также националистические антироссийские заявления некоторых украинских политиков, их с удовольствием транслируют наши СМИ.
Думаю, у протестантов к Украине и украинским братьям отношение гораздо более теплое. Я вижу много этнических украинцев в христианских церквях в Петербурге, ряд церквей у нас начались с украинских миссионеров.
Но, думаю, не стоит кого-то демонизировать, кого-то ставить в пример. Недавно я участвовал в научной конференции, докладчики из России, Украины, Беларуси представили три, весьма отличные друг от друга, модели церковно-государственных отношений. И все три имели как свои положительные, так и отрицательные стороны.
Так что всегда есть потребность учиться друг у друга, сотрудничать, обмениваться мнениями.
Если у наших читателей возникнут вопросы, как они могли бы связаться с Вами?
Рекомендую посетить мой сайт advokaterofeev.ru. Там есть все необходимые контактные данные.
Интервью проводилось как изучение общественного мнения в рамках реализации проекта «Христианский Правозащитный Дом» общественной организации «Христианская Украина».