Христианские новости и новости религий со всего мира.
23.01.2009 22:48:58
Известный профессор религиовед ответила на все вопросы
Людмила Филипович - специалист в сфере религиоведения, истории религий, этнологии религии, нетрадиционных и новых религий, современной религиозной ситуации в мире и в Украине, религиозной духовности, свободы религии, религиозного и религиоведческого образования. Является профессором Национального университета «Острожская Академия», вице-президентом Украинской Ассоциации религиозной свободы. С 1 июля 2003 заведующий отделом проблем религиозных процессов в Украине, 1999-2003. Член экспертной комиссии ВАК по философии, социологии и политологии.
Активно выступает за свободу вероисповедания в Украине для церквей и религиозных организаций. Если вас интересуют перспективы развития различных конфессий в Украине, а также участие церквей и религиозных организаций в общественной и политической жизни страны, то вы можете получить профессиональный ответ на интересующие вас вопросы.
Читает курсы и спецкурсы “Академическое религиоведение”, “Этнология религии”, “География религий”, “Конфессиональное религиоведение”, “Феноменология религии”, “Новые религиозные течения”, “История христианства”, “Церковно-государственные отношения”, «Свобода религии» и многие другие. Научный эксперт РИСУ.
Людмила Филипович имеет более чем 150 публикаций (4 монографии), из них около 90 - научных, остальные - учебно-методического характера. В 2008 году напечатано более 30 статей. Принимала участие в более чем 150 научных конференциях, как в Украине, так и за рубежом. Только в 2008 году приняла участие в 30 конференциях.
Всім доброго дня, який має шанс перерости в «доброго вечора», а навіть в “доброго ранку», оскільки надійшло стільки запитань, що цілий тиждень можна на них відповідати. Привітавшись, перейду на російську мову, оскільки переважна кількість запитань російською і з-за меж України.
Всем – добрый день!
Прежде всего хочу поблагодарить всех, кто отозвался на приглашение портала «InVictory» пообщаться со мной. Поскольку моя «известность» неизвестна большинству из вас, то проявленную вами активность объясняю вашим интересом к религии, которая стала основным предметом моей профессиональной деятельности как религиоведа и жизненой необходимостью как человека.
Честно скажу, я не ожидала такого количества вопросов, а тем более такого качества последних. Ну, думала я, парочка-другая… Мы с ними быстро разберемся. А тут, «листая страничку» в интернете, которая никак не заканчивалась, поняла, что разговор предстоит серьезный и долгий. Возникла дилемма: как отвечать на вопросы – последовательно на каждый или сгруппировать те, которые близки по смыслу, и дать один, но большой ответ? Мне действительно хочется ничего не пропустить из того, что интересует вас всех и каждого в отдельности. Поэтому предлагаю такую стратегию: 1) вопросы общего характера (что такое религия, секта, вера, в чем специфика научного подхода к религии и т.д.), объединить и постараться с максимальной четкостью определить теоретические и методологические подходы в изучении религии. 2) Остальные вопросы планирую сгруппировать в такие блоки: Современная религиозная ситуация (конкретные случаи), государственно-церковные отношения, свобода совести, толерантность, Библия 3) Личное.
Начнем с вопроса, затрагивающего очень личную сферу, на который, как и на иные вопросы этого плана, если бы и решилась, то предпочла отвечать персонально каждому, а не афишировать самое сокровенное, каковой выступает вера, в безликом интернете. Но в вопросе содержится фраза, на которую не могу не среагировать. Итак, вопрос:
Добрый день. У меня вопрос. Вам Иисус простил грехи, Рождены ли Вы от Святого Духа. Прошли курсы для новообращенных, в каком служите служении. Если да это хорошо. Если нет то я удивляюсь как люди незнающие Бога могут учить тех кто знает Бога. Вам нужно смириться пойти на домашнюю группу и переучиваться, чтоб принять истину от Бога (Пастор Виталий Украина, Киев)
Дорогой Пастор Виталий, никогда не бралась и браться не буду за то, в чем не компетентна, в частности, учить, как верить в Бога. Это – не моя специальность и не моя профессия. Религиовед не изучает Бога и не научает, каков Он, как Его почитать, как исполнять Его заветы. Этим занимается теолог, представитель науки, близкой к религиоведению, но не тождественной ему. Религиовед изучает то, как люди (человек) верят в Бога, как верили раньше, какой опыт приобрели, как фиксировали этот опыт в традициях, обрядах, как закреплен он в Священных Писаниях, разных учениях, богословских трудах, в памятниках архитектуры и живописи. Религиовед интересуется тем, как развиваются те или иные религии, почему одни живут тысячелетия, а другие умирают через пару дней, каковы взаимоотношения религии и общества, религии и культуры, религии и образования и т.д. Религиоведение пытается понять, что значит быть религиозным, И в отличие от теологии, которая тоже не безразлична к названным темам, наука про религию делает это, исходя не из нормативных оснований (например, моя вера – норма, единственно правильная истина, все остальные веры – отклонение от оной), а ненормативно, внеконфессионально, максимально объективно и плюралистично, и главное – безоценочно! В этом сила и слабость науки. Сила в том, что любая религия, любая церковь может рассчитывать на максимально приближенное к истинному представление о ней. Религиовед – это независимый эксперт. Независимый от чего? От собственных мировоззренческих установок, от постулатов исповедной религии, от стереотипов, в т.ч. и научных, от общественного мнения, от просьб заинтересованной стороны (и такое бывает). Хотя, безусловно, личное отношение исследователя все равно прочитывается в текстах, которые он пишет. Исследователь религий - живой человек и поэтому до конца не свободен от эмоций, от аргументов здравого смысла, обыденного сознания, от личного опыта. Хочешь - не хочешь, а в голове крутиться: конструктивный или деструктивный данный феномен? функции, которые он исполнял – созидательные или разрушительные? а проще говоря – хорошо это или плохо? Но приходится выносить этот «приговор» за скобки своего исследования. Вот в этом – слабость науки, в которой хотят видеть наивысший авторитет в деле определения истинности какого-то учения, правильности предпринятых действий, адекватности поведения тех или иных субъектов истории. Сегодня надеяться на универсальность гуманитаристики, к которой относится и религиоведение, в объяснении мира, в формировании целостного образа человека, в предложении рациональных путей выхода из кризиса цивилизаций, ожидать от нее, что эта наука, которая запятнала свою чистоту апологетикой тоталитаризма как идеологии и практики, - враз решит все проблемы общества и человека – безрассудно. И у науки про религию есть свои законы развития. Сейчас религиоведение в Украине находится в стадии становления, и в своих исследовательских методах оно приближается к естественным наукам: сбор фактов, их описание, классификация, выявление закономерностей и тенденций развития религий. Мне повезло быть причастной к конституированию такой науки в Украине, как религиоведение, которое помогает переосмыслить суть и значение религии, доказать позитивность религиозной веры, вернуть уважение к человеку верующему, утвердить приоритетность духовного над материальным и многое другое. Поэтому, спасибо пастор за совет, возможно, и настанет время для моего переучивания, как Вы пишите. Я верю в то, что мой дальнейший жизненный путь определяет Бог.
Здравствуйте. Меня зовут Виктор. У меня два вопроса. Первый.Дайте пожалуйста развёрнутый ответ:Что такое религия?Второй.Можно ли уничтожить или разрушить религию(например Христианскую)? Спасибо за ответы. (Виктор, Lake Stevens, U.S.A)
Спасибо за вопрос, Виктор, но скорее всего я не смогу дать вам развернутый ответ на вопрос: что такое религия. Не хватит времени и места. Скажу только, что в науке насчитывается около 300 определений религии от очень простых (Религия – это вера в Бога) до невообразимо сложных, которые мне затруднительно воспроизвести. Такое многообразие интерпретаций религии связано с тем, что, во-первых, религия – развивающийся феномен, а значит и его понимание – тоже. Если на первых порах под религией понимали обряд жертвоприношения, который должен был смягчить гнев духов, удовлетворить их ожидания, то нынче религия понимается как сложное духовное образование, которое выражает веру человека в существование сверхъестественного Начала, выступает для человека средством общения с Ним, вхождения в Его мир. И форм такой веры, общения – тысячи. Хотя нам, живущим в христианской ойкумене, кажется, что возможна только одна форма – христианская. Не забываем, что христиан в мире – только 33% от всего количества религиозных людей. Значит, религия для оставшихся 67% - что-то отличное от христианства. Поэтому религия может быть и мировоззрением, и системой строгих правил и догм, и переживанием сверхъестественного, и обретением спасения, и врачующим душу средством, и интегратором одноверцев, и консолидатором или деструктором национального единства, и регулятором отношений между людьми, и встречей с трансцендентным, и … Как правило, под религией понимают определенную систему взглядов, которые оформлены в виде учения, догмы, концепции, которые коллективно исповедуются конкретной группой людей, объединенных в церковь или другой тип организации, переживающих и осознающих присутствие в их жизни сверхъестественного начала, которому поклоняются, которое почитают, славят, просят.
И вторая часть вопроса: можно ли разрушить или уничтожить религию? Пробовали. Не получается. Действует закон противодействия – чем сильнее давление на религию, тем ощутимее ее сопротивление. Это мы говорим о преднамеренном, силовом варианте. Если религии исчезают, то они, скорее, уничтожаются сами. В каждом случае есть на это свои причины, не зависящие от воли человека. Многие из религий «умерли» безвозвратно, скажем, шумерская или древнеегипетская религия. Есть такие, над которыми нависла угроза уничтожения, например зороастризм, который во времена Александра Македонского был государственной религией огромной империи. Нынче ежегодно количество последователей этой религии неуклонно сокращается. Прогнозы относительно христианства оптимистичны. Известно, что каждый год количество христиан возрастает более быстрыми темпами, чем население планеты. И пока нет оснований беспокоиться. Но христиане должны осознавать, что христианство будет живо до тех пор, пока Иисус Христос будет приниматься сердцем каждого человека, пока актуальным будет стремление жить по Христовым заповедям, пока Христос будет наивысшим смыслом жизни каждого христианина. Ежедневное, ежеминутное, если позволительно так говорить, вохристосовление – вот гарантия витальности (живучести, жизненности) христианства.
Есть ли возможность у государства бороться с сектами и при этом сохранять свободу вероисповедания? Как определить секту? (Елена,Киев,Украина)
Начнем с конца. Елена, секта в любом словаре определяется как ответвление от какого-либо учения. Путем отпочкования появились практически все религии. Т.е. сектообразование – универсальный закон религиозного процесса. В науке понятие «секта» существует издавна и используется при описании типов религиозных организаций, наряду с деноминацией и церковью. Правда, с недавних пор слово «секта» стали употреблять в новых контекстах с негативным значением, описывая и оценивая новые религии. Часть из них действительно являются сектами, т.е. новейшими образованиями от существующей религии, которые базируются на специфической интерпретации того или иного положения традиционной веры, на новом прочтении тех или иных сакральных источников, на особой фокусировке на одном из аспектов учения и т.д. Как правило, секта, перерастая рамки достаточно малочисленного и часто замкнутого сообщества одноверов, превращается в церковь и деноминацию, более крупные в организационном плане религиозные институты.
Вы же, Елена, видимо, под сектой понимаете несколько иное. Этим вы несознательно (?) солидаризуетесь с А.Дворкиным, православным сектоведом, для которого сектами выступают любые церкви, кроме православной. А с точки зрения православного державника, государство обязано бороться с таким вражеским для православия явлением, как секты. Я вообще против борьбы государства с религией, это уже было в нашей истории. Итог – известен: репрессированные церкви, загнанные в подполье, стали только сильнее. Для меня принцип свободы вероисповедания – один из важнейших, ибо доказано, что свобода религии лежит в основе всех иных свобод. Но я категорически против хаоса в духовной сфере, против всеядности, против экспериментов над человеком, против насилия, а особенно в духовной жизни. Поэтому роль государства вижу не в борьбе и не в контроле над духом личности или народа. Государство должно создавать условия для свободного выявления религиозных убеждений, для отправления ритуалов и обрядов, для осуществления любой религиозной и сопряженной с ней нерелигиозной (например, социально ориентированная благотворительность) деятельности, если это не несет угроз и вреда обществу (что четко определено в Законе в ст.3 – про ограничения для свободы вероисповедования). Государство обязано защищать право человека на свободу совести, свободу религии. Государство не должно определяет, какая религия истинная, а какая - нет. Оно призвано гарантировать действенность принципа свободы совести и религии. Поэтому свобода религии не совместима с гонениями на отдельные церкви, деноминации и даже секты.
Извините, по имени к Вам обратиться неудобно, а отчество мне неизвестно. Очень хочется узнать Ваше мнение как специалиста по ряду вопросов. 1. Насколько корректно применение списка тоталитарных сект с православных сайтов в средствах массовой информации, когда речь заходит о евангельских церквах, признанных государством? Если закон предусматривает равенство религий и церквей перед законом, то почему ни суды ни прокуратура не урезонивают эти порывы? 2.Насколько правомерно применение терминов "секта" и "тоталитарные секты" в отношении евангельских церквей? Термины эти давно приобрели оскорбительный характер у нас в стране еще с советских времен и его применение как бы делит верующих на перво- и второсортных людей... 3. Как Вы видите перспективу взаимодействия евангельских церквей с государством? Может государству стоит как-то высказаться более конкретней по "сектам", чтобы все-таки не витала в воздухе некая иллюзия двойных стандартов власти в подходе к церквам разных направлений? Потому как обычный обыватель почему-то считает, что позиция православия - это и есть позиция государства. Ничего не имею против православия, но неприятный осадок ощущается всякий раз, когда о нас - евангельских христианах, постоянно упоминают в прессе исключительно как о сектантах... И возгревается этот подход, к сожалению, чаще православными. И это было бы полбеды, если бы власть не отмалчивалась, а хотя бы реагировала в таком духе: "Уважаемые! С позиций православия может кто и сектант, но в этих церквах нет вреда для нас, иначе бы мы с ними в суде разговаривали... Польза от них такая-то и такая..." Неплохо бы и примеры привести. Нам постоянно "шьют" какие-то мнимые преступления и мы постоянно словно обвиняемые. В принципе это мы все переживем, как пережили наши деды и отцы СССР, но от государства, где декларируется свобода вероисповедания, хотелось бы увидеть большую объективность. Например, в учебнике "Основы здоровья" (кажется) за 8-й класс, черным по белому написано, что секты приносят вред здоровью и в списке и церковь Сандея и намеки на другие церкви. Если школьников приучают бояться эти церкви, то почему нет решения суда о признании вредности этих церквей, которые государством же и зарегистрированы? Странно. Государство дает медали и грамоту лидерам церквей, которых общество окрестило сектантами и позволяет в стране вести такую пропаганду. Заранее благодарю за ответы. Успехов Вам в Вашей (как видно из статьи), очень плодотворной работе и, - еще больше! - в личной жизни. (Украина. Крым. Армянск. Гапонов Василий
Уважаемый Василий,
Ваш вопрос тематически связан с предыдущим, потому не буду повторяться.
Если в двух словах, то некорректно и неправомерно. И даже преступно, поскольку это делается представителями СМИ, которые имеют огромную власть над людьми. До сих пор преобладающее большинство читателей, радиослушателей и телесмотрителей уверены в истинности того, что напишут, скажут и покажут. Именно СМИ сегодня формируют общественное мнение по тому или иному вопросу, именно от журналистов, их профессиональности и порядочности зависит информационная достоверность описываемого явления, происходящего события. Будучи непосредственно вовлеченной в недавнюю кампанию СМИ против новых религий, могу ответственно заявить, что опасность, если она есть, исходит не от новых религий, а от журналистов, которые необъективно пишут про новые церкви. Причины такого непрофессионализма: 1) отсутствие информации, которой можно доверять 2) устойчивые представления или навязанные стереотипы о вреде нетрадиционных религий 3) заказной характер публикации или передачи. Выход один – предоставить журналистам нужную им информацию. И тут должны поработать сами церкви над созданием своего образа. Чтобы журналист ходил за материалом о протестантах на протестантский, а не исключительно на православный сайт, нужен интересный, правдивый, убедительный сайт (газета, журнал). Надо научиться общаться с журналистами. Специально для таких целей проводятся обучающие тренинги, инициаторами которых выступают ассоциация «Новомедиа», сотрудники Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ), Институт журналистики.
Но, с другой стороны, нужно и научить журналистов быть ответственными за то, что они пишут. Если просвещение, увещевание не помогает, обращайтесь в суд и отстаивайте свои права на свободу совести, требуйте извинений за клевету и прочее. Хотя это уже последняя мера в деле признания вашей церкви несектантской организацией. Суд не сможет заставить думать ваших оппонентов иначе, он ограничится запретом для них внешне выражать неправдивые суждения.
Суд, как и любая другая государственная структура, при вынесении решения должен опираться на Закон, в данном случае на Закон про свободу совести и религиозные организации, где ст. 5 декларирует равноправие всех религиозных организаций («Усі релігії, віросповідання і рел.організації є рівними перед законом. Встановлення будь-яких переваг або обмежень однієї релігії, віросповідання чи рел.організації щодо інших не допускається»). Но на деле, а особенно на местах, закон грубо нарушается.
В Украине есть правозащитные органиации, которые помогут отстоять права верующих и их общин, например Украинская ассоциация религиозной свободы. Она постоянно мониторит состояние свободы совести в Украине, готовит ежегодные отчеты. 10 февраля УАРС проводит пресс-конференцию в Укринформе «Религиозная свобода в мире и Украине: итоги 2008 года», где будут озвучены факты дискриминации по религиозному признаку, результаты деятельности УАРС, которая направлена на недопущение и преодоление неравенства и преследований в религиозной сфере. Приглашаю, приходите, вместе будем отстаивать свободу вероисповедания в Украине.
Доброго дня ! почему столько расколов у протестантов ? всё таки правы ортодоксальные религии - где нет преемственности возникает ересь ? (Роман, Россия, Норильск)
Не думаю, что можно говорить про расколы у протестантов, поскольку раскол предполагает, что в рамках одной церкви или деноминации возникает несколько структур, как, скажем, в украинском православии, которые существуют параллельно, фактически ничем не отличаясь друг от друга догматически, обрядами, организацией, но соревнуются между собой за первенство в религиозной жизни одной деноминации. В протестантизме существует несколько деноминаций, которые самостоятельны, не имеют общего центра, а значит и вертикальной зависимости друг от друга. Это: лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, пятидесятничество, адвентизм, харизматизм и пр., которые и вероисповедно, и организационно вполне независимы на сегодня. Их появление генетически и хронологически можно связать между собой, начиная с 1517 года с 95 тезисов Мартина Лютера и заканчивая недавним заявлением старших служителей христианских евангельских церквей Украины по поводу деятельности Сандея Аделаджи.
Вопрос преемственности очень важен для христианской Церкви, впрочем, как и для других религий. Именно эта проблема разделила мусульман на шиитов и суннитов. Но ересь возникает и среди инициированных преемников, канонически рукоположенных священников, потомственных буддистских монахов. Поэтому я не связывала бы появление ересей только в неортодоксальных или неконических системах.
Как Вы думаете, отечественные религиоведы уже воспринимают харизматическиенеопятидесятнические церкви как представителей фундаментального христианства? (Юрий, Симферополь, Украина)
Юрий, желательно уточнить, что вы вкладываете в понятие «фундаментальное христианство». Если это альтернативное либерализму направление в протестантской теологии, то неопятидесятничество в целом тяготеет именно к фундаменталистскому крылу среди протестантов - и в своем вероученим, и своей стратегии поведения в обществе. Хотя есть и исключения из общего правила. Думаю, фундаментализация как тенденция современной религиозной жизни характерна не только для неопятидесятников, и не только для христиан. Сильны позиции фундаменталистов в индуизме, исламе. Я уже не говорю о православии, которое всегда отличалось непринятием нововведений, способных подорвать православную веру и церковь. После триумфального шествия модернизма в католицизме, начавшегося в середине 60-х годов решениями Второго Ватиканского собора, Церковь демонстрирует иные подходы ко многим богословским и общественным проблемам. Фундаментализация религиозной жизни - это общая закономерность последних 25 лет. При этом, подчеркиваю, сам процесс фундаментализации не имеет ни отрицательных, ни положительных коннотаций.
Здравствуйте, Дорогая Людмила! Спешу поблагодарить Вас за доставленное Вами удовольствие! Мне понравилось каким красивым языком Вы излагаете Ваши мысли! (Читал Ваш Труд на CNL ) Вопроса у меня два: 1. Не приходилось ли Уважаемому Профессору-религиоведу интересоваться Верой Христиан из Евреев. (Так называемые Мессианские Евреи ) 2. Не кажется ли Вам не коректным и не граммотным (можно ответить по этим двум подпунктам отдельно ) противопоставление Религии и Веры, для определения Религии как врага, а Веры как друга некоторыми проповедниками? Благодарю! Всего Доброго! (Кирилл Киев Украина)
Уважаемый Кирилл, отвечая на предыдущий вопрос, я взяла на себя смелость представлять всех отечественных религиоведов, хотя понимаю, что некоторые из них могут не воспринимать харизматов представителями фундаментального христианства, ибо а) имеют свои мысли на этот счет или б) не имеют таковых вообще. Так и тут, мой интерес, достаточно поверхностный, относительно «Евреев за Христа», может кем-то из моих коллег быть углублен аж до написания кандидатской диссертации, а мне про это ничего не известно. Но в рамках своей компетенции я знакома с этим движением в Украине, с некоторыми его носителями Киева и Донецка, читала литературу, бывала на их украинском и российском сайте, на сайтах их оппонентов.
По 2-му вопросу. Вы фактически на него сами и ответили. Я солидарна с вами и считаю некорректным противопоставление религии и веры как несравнимых понятий. Вера – это ядро любой религии. Мне не известны религии без веры, хотя вера без религии - реальность.
Хотелось бы узнать Ваше мнение как специалиста об религиозной организации "Посольство Божье". При исследовании которой я обнаружил несколько явных признаков секты. Огромное спасибо. (Александр, Киев, Украина)
Свидетели Иеговы и мормоны - это христиане? (Аноним)
Давайте объединим эти два вопроса, несмотря на то, что они вроде как и не связаны между собой. У авторов вопросов есть сомнение относительно религиозности и христианскости названных организаций. Тут необходимо вернуться к тому, что говорилось выше, а именно: какой подход – нормативный или ненормативный – мы используем при определении принадлежности мормонов, свидетелей Иеговы, харизматов к христианству. С научной точки зрения, христианином считается любой, кто исповедует Иисуса Христа. Именно так и подсчитывается количество христиан в мировой статистике. Таковых на сегодня около 2 млрд. человек. Так называемых «воцерковленных», т.е. таких, которые являются членами какой-нибудь церкви (христианской), - 1,8 млрд. Эта цифра учитывает членов Римо-католической (1 млрд.), Православной (250 млн.), Лютеранской, Англиканской, Баптистской, Адвентистской, Пятидесятнической и т.д., и кроме того Церкви Иисуса Христа святых последних дней, Церкви «Посольства Божьего». Подробно статистику можно посмотреть на известном сайте http://www.adherents.com/, с которым я работаю уже много лет, чтобы отслеживать динамику религиозного развития мира. Обратитесь к wikipedia, английской версии, и вы найдете там и мормонов, и свидетелей Иеговы в перечне христианских конферессий, но как нетринитариев (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Christian_denominations_by_number_of_members).
Но при этом никто не запрещает вам усомниться в их христианскости, как, например, это делают православные в отношении к католикам или протестантам. При этом вы должны осознавать, что такую позицию тяжело считать научной. В пределах своей традиции вы можете и обязаны изучать иные вероисповедания, исходя из нормативности своего, но навязывать всем свою точку зрения как единственно правильную. Не забывайте, что в Законе четко зафиксировано не только ваше право на вероисповедание, но и право другого. Известный принцип – ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого – касается и религиозной сферы. Давайте уважать друг друга.
Теперь идут вопросы, которые касаются современной религиозной ситуации, но начнем с вопроса Татьяны из Казахстана, который в себе содержит не так историческую составляющую, сколько пытается найти исторические основания для объяснения современных событий. И это правильно.
Здравствуйте, скажите пожалуйста, при изучении истории христианства, по статистике, когда происходило большое пробуждение церквей (т.е. когда церковь оказывала большое влияние на общество и очень быстро росла количественно, была очень активной), во время их гонений или в спокойное, мирное и свободное для них время? P.S. говоря об активности церкви, имею ввиду не структурную организацию или здание, а верующих христиан. (Таня, Казахстан)
Предварительное замечание. Религиозная статистика как наука появилась относительно недавно, поэтому очень сложно опираться на цифровой материал. Мне удалось найти более менее достоверные данные о количестве верующих разных религий только с середины 19 ст., когда проводились переписи населения в отдельных странах и в опросный лист включался вопрос о вероисповедании. Эти данные, вы понимаете, не полные, ибо не все государства проводили переписи населения, представляю, какая была несовершенная методика и пр. Теперь ситуация изменилась с точностью наоборот: методики совершенные, почти все государства проводят периодические переписи, но пункт о вероисповедании – исключен из опросного листа. Поэтому все наши представления о количестве верующих тех или иных религий – весьма относительны, ибо основаны на самоидентификации респондента. Достаточно ли самоопределения для того, чтобы отнести человека к той религии, которую он назвал? Вряд ли! В Украине более 70% себя считают христианами, а сколько среди них реально верят в Иисуса Христа? Мы, религиоведы, очень хотели бы знать, сколько верующих какого вероисповедания в Украине, например. Но боюсь, мы столкнемся с там же парадоксом, который впервые обнаружили в Японии: верующих в два раза больше, чем населения, ибо каждый японец идентифицировал себя с несколькими традициями – по рождению я – синтоист, а по убеждениям – буддист, христианин и т.д.
Я понимаю, что вы, Татьяна, хотели бы выяснить: можно или нет силу веры измерить в цифрах? А вот и «да», и «нет»! Сколько у Иисуса Христа было учеников? Но сила их веры была неизмеримо выше, чем у тысячи их последователей после земной жизни Иисуса и апостолов. Сколько было сподвижников у католического монаха Лютера, когда он приколачивал свои знаменитые 95 тезисов на Виттенбергские храмовые ворота? Любое религиозное пробуждение, в т.ч. и христианское, связано с социальными условиями, в которых живет Церковь, но не напрямую зависят от них. Жизнь Духа не подчиняется общественным законам. Гонения со стороны государства или иных структур могут привести к пробуждению. Сытая и спокойная жизнь усыпляет дух человека. Это не означает, что для его поднятия нужно стремиться к нищете, страданиям, неудобствам. Но разумная аскеза всегда присутствовала в жизни человека духовного. И я соглашусь с вами в том, что уровень религиозности общества, т.е. его степень пробуждения не всегда зависит от количества религиозных организаций. Можно настроить тысячи храмов, домов молитвы, иных культовых сооружений, а они будут стоять пустыми. Так сейчас обстоят дела в Европе.
Ныне в Украине широким потоком (в т.ч. в среду наших верующих-протестантов - в виде новых теологических "откровений") насаждаются известные ценности современной западной цивилизации. Одновременно имеем неконтролируемый массовый поток к нам мигрантов, главным образом, из стран "третьего мира" с их культурно-цивилизационными особенностями. А как при всем этом, по Вашему мнению, можно уберечь, сохранить традиционную христианскую мораль, духовность и культуру нашего народа? (Галина, Киев, Украина)
Ваше наблюдение, Галина, как бы продолжает мою мысль о духовном кризисе западного мира, ценности которого, действительно, в чем-то далеки нам. Не хочу сказать чужды, ибо и Западная, и Восточная Европа, к которой культурно-цивилизационно относим и Украину, принадлежит одной – христианской – ойкумене. Не место тут разбирать то общее, что объединяет, или то специфическое, что рознит западно-христианскую и восточно-христианскую традицию. Осознание этого – необходимое условие для очень сложного процесса самоидентификации народов, вероисповедных общностей людей, отдельных личностей. На извечный вопрос «Кто я?» или «Кто мы?» не может быть одного ответа, который спускается по указке сверху. Я убеждена, что только свобода воли человека – узнать, принять, осознать, культивировать, достигать – способна привести его к пониманию своей идентичности, где фундаментальную роль играют архетипы, среди которых названные вами христианская мораль, культура и духовность. Но это все – не музейные экспонаты, которые нужно сохранять, создавая им оптимальный температурный и пр. режим. Традиция должна жить, развиваться, постоянно обновляться вместе с теми носителями, т.е. с нами, которые могут ее уберечь, развить, транслировать, выявлять. Путь один: самообразование, самопросвещение, самовоспитание, самореализация.
Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! Прежде всего хочу поблагодарить Вас за ваш труд и особенно - за толерантное отношение к верующим людям. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние протестантских церквей на пост-советском пространстве, их место и роль в современном обществе? (юрий, киев)
Уважаемый Юрий, по характеру задаваемого вами вопроса видно, что у вас есть свой собственный ответ. И вы знаете, что двумя словами тут не ограничиться. Религиоведы десятки диссертаций по этому поводу написали. Проведена масса конференций, посвященных этим проблемам. Очень советую обратиться к книге В.Еленского. Религия после коммунизма (к сожалению, только укр.яз.), 5-му и 6-му тому 10-титомной «Истории религий в Украине», посвященным истории протестантизма и современному его состоянию, «Христианство эпохи постмодерна» и многие другие, которые изданы Отделением религиоведения НАН Украины за последние 10 лет. Зайдите к нам в гости (Киев, Трехсвятительськая, 4, каб.414) и вы сможете их приобрести.
Но если попытаться втиснуться в узкие рамки веб-конференции, то - протестантские церкви на постсоветском пространстве переживают небывалый подъем. Уточню: небывалый для СССР, для протестантов, для нашего времени. Они растут наиболее динамично (по сравнению с другими религиями и конфессиями), что уже дало возможность отметить их присутствие в обществе. Прогнозируется, что и в будущем, сохраняя такую динамику прироста, протестантизм может занять четвертую часть всего религиозного постсоветского пространства. Разумеется, что доля протестантов в странах бывшего Союза различна – наибольшее относительное их число наблюдается в странах Прибалтики, Украине, Белоруссии, где традиционно протестантизм существует с 16-17 вв. У меня нет сравнительных данных по абсолютному количеству протестантов в разных государствах, ибо статистика не фиксирует число верующих. Более или менее мы можем говорить о достоверности количества зарегистрированных протестантских общин. Тут Украина – на первом месте. Всех протестантских церквей в 2008 г. насчитывалось почти 4 тыс. из общего числа - 32 тыс. - религиозных организаций. Судите сами, каков удельный вес протестантов только в цифровом измерении. И по качеству своего присутствия в обществе протестанты всегда опережали иные конфессии (пропорционально их количеству). У меня достаточно оптимистические оценки состояния и перспектив протестантизма в постсоветских странах. Хотя, понятно, существует множество проблем как внешнего, так и внутреннего порядка. Скажем, преследования протестантов в Средней Азии, игнорирование международного и собственного законодательства относительно миссионерской деятельности протестантских церквей в России, Грузии, подпалы молитвенных домов, увольнения с работы, предвзятое отношение общественности, недопущение протестантов в армейское, тюремное капелланство, детские дома и дома престарелых и мн. др. Вы и сами можете дополнить этот список проблем, которые необходимо решать. Кроме этих вопросов, есть внутрицерковные и межденоминационные конфликты или непонимания. Мне бы не хотелось тут озвучивать то, что знают сами протестанты и отмечают наблюдательные религиоведы. Мы очень чувствительны на любые противостояния в религиозной сфере. И поверьте, переживаем не меньше, чем сами участники конфликта, ибо заинтересованы в стабильном развитии религиозной сферы, при этом учитываем, что без столкновения церковных и личных интересов вряд ли обойдется. В своей практической деятельности, религиоведы никоим образом не вмешиваются в церковные дела, но если к нам обращаются, можем помочь проанализировать ситуацию, провести экспертизу, дать совет. И дело самой церкви принять все это или нет.
Ув г-жа Людмила Филипович. Дякуемо Б-гу и вам за свободу слова и веры на Украине. В чем причина кризиса совр.протест.хр-ва в обл. нигилизма по отнош. к религоведению, истории церкви ? В чем гл.резюме и цель диалектики хр-ва, когда до сих пор углубляется догматическое противостояние? Где можно прочитать ваши и др.статьи на эти темы? есть ли сайты на эту тему? В чем причина кризиса свободы слова и веры в пост. сов. странах СНГ ? (Виталий. Казахстан)
Виталий, спасибо вам за такой непростой вопрос. Вы абсолютно справедливо заметили, что между протестантами и религиоведами сложились специфические отношения. В целом, они вполне нормальные, партнерские, деловые. С отдельными церквями и их пасторами – дружественные. Правда, надо признать, что некоторые протестанты довольно, я бы сказала даже, враждебно воспринимают ученых-религиоведов. Причин несколько: 1) сами ученые своим непрофессионализмом дают основания не доверять тому, что изложено ими в некоторых учебниках и книгах; 2) протестанты просто не имеют информации о том, чем в действительности занимается религиовед. До сих пор многие считают, что религиовед борется с религией, заставляя всех быть безбожниками. Звучат обвинения в том, что религиоведение – идеология политического атеизма, универсализма, нигилизма и пр. Если религиоведение не ведет к Богу, то куда оно ведет? Напрашивается ответ: к сатане и пр. И кому нужна такая наука? 3) враждебность, которая сохранилась еще с прежних коммунистических времен, когда всех поделили на своих и чужих, до сих пор порождает недоверие, закрытость, настороженность, боязнь, что что-то будет использовано против верующих, против религии. Общаясь с некоторыми протестантами, у меня складывается впечатление, что некоторые из них до сих пор перебывают в подполье, в катакомбах, в состоянии внутренней эмиграции, оппозиции к обществу, Украине. Они не осознают себя полноправными членами этого социума, присутствуют в нем как временные гости, всегда готовые уйти, уехать из него. Они слабо вписаны в социум, замкнуты на жизни только своей общины, своей семьи. И это все объяснимо историческими причинами, которые сформировали именно такие стереотипы поведения. Но времена меняются, они уже изменились. Кстати, последнего не заметили и некоторые религиоведы. Они до сих пор читают лекции по учебниками «Научного атеизма», ждать устали, когда отомрет религия как отсталое мировоззрение, удивляются, как современный человек может верить во все эти мифы-сказки и пр. Но таких, поверьте, единицы. И вряд ли они сумеют понять, как вы пишите, диалектику христианства. Современный религиовед старается идти в ногу со временем, постоянно быть в курсе событий, изучать, а не оценивать, религиозный процесс во всей его полноте. Мы открыты для различных обсуждений, никогда не претендовали на статус последней инстанции в дискуссии, прислушиваемся к мнениям других, готовы признать, где и как ошибались. Но там, где уверены в своей правоте, свои позиции будем отстаивать последовательно. В частности, это касается свободы совести. Но ответ на эту часть вопроса я отнесу к следующей группе.
Добрый день, Людмила! Что вы можете сказать по поводу осложнений со свободой вероисповедния в Средней Азии и конкретно о Таджикистане - http://woltj.my1.ru/news/2008-11-25-95 ((Таджикистан, Душанбе, месехиён))
Проблемы свободы совести и вероисповеданий волнует авторов данного блока вопросов, как и меня. И должна огорчить вас, уважаемый автор из Таджикистана. Состояние религиозной свободы в мире очень не стабильное и вызывает тревогу. Традиционно в списке стран, которые попадают в отчет специальной комиссии Конгресса США, оказываются Китай, Иран, государства Центральной Азии, среди которых и Таджикистан. Как это не удивительно слышать, но сегодня большинство населения планеты проживает в странах, где принципы религиозной свободы нарушаются. Казалось бы, демократические изменения, которые произошли в странах бывшего СССР, сбросившего коммунистическое иго, должны способствовать установлению широких возможностей для свободы, в т.ч. и свободы вероисповедания. Первые несколько лет так и было. Однако ныне мы наблюдаем противоположные тенденции. Ужесточается отношение государства к определенным конфессиям и церквям. Есть основания считать, что сейчас ситуация в сфере свободы совести даже хуже, чем в советское время. Однако ухудшение состояния свободы религий не должно охладить активность ее защитников. Нужно настойчиво напоминать про основные свободы человека, про его право на свободу совести, про международные и местные законы, защищающие эти свободы, писать в различные правозащитные организации, отстаивать всеми возможными средствами свободу, помня, что если сегодня вы не встанете на защиту попранных прав другого человека или организации, то завтра некому будет защитить ваши права.
На своей пресс-конференции 10 февраля в Укринформе мы обязательно акцентируем внимание журналистов на ситуации в Таджикистане и других среднеазиатских странах, где приняты дискриминационные законы относительно свободы вероисповедания.
Что и кто, на Ваш взгляд, мешает успешной борьбе в Украине с пропагандой (как, например, со стороны МАУП и т.п.) антихристианской и, в целом, - религиозной нетерпимости, ксенофобии и расизма? (Лев, Киев, Украина)
Лев, правильно ли я вас поняла: вы говорите о наявности в Украине антихристианской (религиозной) нетерпимости, ксенофобии и расизме, о том, что их пропагандируют? Утверждаете, что кто-то ведет борьбу против этой пропаганды. И спрашиваете, что и кто мешает этой борьбе?
Очень сложная цепь зависимостей. Прежде всего возникает вопрос: антихристианская нетерпимость, ксенофобия и расизм со стороны кого? Отдельных индивидуумов, их общностей, общества в целом, государства или религиозных структур? Каких именно? Если религиозных, то иудейских или мусульманских? Неоязыческих или восточнорелигиозных?
Следующее. Кто и где пропагандирует такие взгляды, отношение? Есть ли у вас конкретные факты? И последнее. Кто (что) виноват в том, что эти негативные явления сохраняются в нашем обществе?
Согласитесь, ваш вопрос настолько многоуровневый и разноплановый, вызвал и у меня желание уточнить некоторые положения, что без личной встречи не обойтись. Приглашаю. Приходите.
Информация, которой я обладаю, не дает мне оснований говорить о преднамеренной пропаганде антигуманных ценностей. Не думаю, что какая-то организация вписала в свои уставные цели культивирование и распространение антихристианской нетерпимости.
Ибо если этим занимается какой-то человек или институция, то такая деятельность законодательно запрещена в Украине. И ее необходимо приостановить.
Но анализируя религиозную ситуацию в мире, в частности в Украине, я убеждаюсь в том, что современное украинское общество – несмотря на духовный прорыв - до сих пор находится, как когда-то я писала, между Сциллой постсоветского безверия и Харибдой тотальной религиозности. Подумать только! 33 тыс. религиозных организаций в Украине, 95% из которых - христианские, а христианство так и не стало доминирующим мировоззрением, моральным основанием для межчеловеческих взаимоотношений, типом мышления и стилем жизни. Общество очень медленно осваивает такие простые истины, как любовь к Богу и друг другу, отказывается жизнь по христианским законам, проверенным столетиями. Думаю, вы уловили, интуитивно, что общество отравлено нетерпимостью, ненавистью, неприятием, отторжением всего нового, необычного, иного. И это крепко сидит в нашем сознании, в душе. Как избавиться от этого? Очищаться, освобождаться всевозможными средствами, помогая другим. Универсального рецепта нет, но знаю, что надо начинать с себя. Поэтому главными врагами для успешной борьбы с пропагандой нетерпимости, нетолерантности есть мы сами, наши стереотипы, наша душевная лень и духовная слепота. Прозревайте!
Некоторая часть нашей национальной интеллигенции, серьезно увлекшись квазипатриотическим неоязычеством, акивно распространяет разные псевдоисторические и, вообще, псевдонаучные мифы и легенды. В т.ч. -агрессивно-антихристианские, антисемитские и, в целом, ксенофобские пасквили. Ваш взгляд на это "явление"? Насколько оно угрожает позициям христианства в Украине? (Оксана, Бровары, Украина)
Оксана, частично представление о моем отношении к нетерпимости и ксенофобии вы найдете в ответе на предыдущий вопрос. Поскольку вы коснулись темы неоязычества и спрашиваете, угрожает ли оно христианству, не могу не отметить, что на сегодня возрождение этнических религий стало реальностью не только в Украине, но и в Европе. Создан даже Мировой Конгресс этнических религий, куда входят и украинские язычники. Не углубляясь в дебри научных споров относительно правомерности употребления понятия «язычество» к тем религиозным системам, которые возникли на гребне духовного возрождения как реконструированные или воссозданные религиозные представления наших предков, я бы воздержалась от таких сильных оценочных выражений, как квази, псевдо, пасквили. Простите, но мне не понятна и разница между явлением и «явлением». Если для вас «Велес-книга» - фальсификат, умелая подделка 20-х годов ХХ ст., то она все равно – исторический артефакт, пусть не IX-го, а ХХ-го века, но ЯВЛЕНИЕ.
Кроме того, будучи оскорбленной тем, что кто-то не принимает вашу веру в Бога, не признает Иисуса Христа Его ипостасью, а только пророком, не совершаете ли вы такую же ошибку, отказывая определенной части, как вы пишите, квазипатриотов верить в Дажбога и считать Лева Силенка таким же пророком, какими были и библейские провозвестники воли Бога? А где ваша христианская любовь к врагам вашим? Если в иноверце вы не видите сотворенное Богом существо, равное вам? Почему, добиваясь свободы на свое вероисповедание, вы отказываете в этом праве человеку, который верит иначе? Согласна, многие неоязыческие издания содержат в себе антихристианские выпады, но они, как правило, носят исторический характер. Претензии предъявляются в основном к князю Владимиру. А у вас возникли вопросы к вашим современникам, которых насчитывается то всего несколько тысяч. И вряд ли они угрожают 35 млн. христиан. Нам трудно смириться с тем, что мир стал таким поликультурным, многорелигиозным. Изменить его вряд ли удастся, поэтому надо научиться жить в этой новой реальности, основным дискурсом которой является культура мира, а не практика противостояний, межрелигиозный диалог (в том числе диалог между христианами и язычниками), а не доминирование одной религии над другой.
Какие, на Ваш взгляд, перспективы межконфессионального диалога во имя достижения духовного (и, если, возможно - и евхаристийного) единения христиан в Украине? (Лев, Киев, Украина)
Лев, по-моему, это уже второй вопрос от вас, но я с удовольствием отвечу в продолжение того, что говорила выше. Предыдущий вопрос – прекрасная иллюстрация к тому, насколько наше общество готово к межконфессиональному диалогу. Последний не может вестись только лидерами религиозных организаций, хотя на таком уровне он в Украине уже существует. Пока он не выполняет функций духовного единения, даже в рамках православия или христианства. Во-первых, у христианских церквей в современной Украине нет опыта в организации и проведении такого диалога. Во-вторых, дает знать политика тоталитарного режима в отношении церквей «Разделяй и властвуй», которая была направлена на то, чтобы рассорить христиан СССР и тем саамы ослабить христианство. Поэтому, в-третьих, потребность в таком диалоге только-только начинает формироваться. Появились первые внешние показатели того, что возникает понимание между лидерами христианских церквей. В Украине создано несколько межрелигиозных и межхристианских объединений, например Всеукраинский Совет церквей и религиозных организаций, Совещание (Нарада) представителей христианских церквей Украины, Совет Евангельских протестантских церквей Украины. Христианские церкви Украины проводят общие мероприятия, обращаются к народу с заявлениями по актуальным проблемам (борьба со СПИДом, падением нравственности в обществе, детского сиротства и пр.), их лидеры уважают один другого, но до евхаристийного единения, пожалуй, далеко. Даже за границей, где межрелигиозный диалог ведется с конца XIX века, такого не встретишь. Общая молитва - «да», но причащение – у каждого свое. Думаю, что существенным вкладом в диалог христиан Украины будет Неделя молитв за единство христиан, которая проводится в Киеве с 18 по 25 января этого года. Католики, православные, греко-католики, пятидесятники будут сообща молиться за то, чтобы все были как одно (Езек 37, 15-17). Координатором в этом году общей молитвы выступает Комиссия УГКЦ по содействию единства между христианами и ее глава Игорь Шабан (shaban@poshta.org.ua). Присоединяйтесь.
Много вопросов поступило по поводу последних событий, связанных с «Посольством Божьим», с пастром Сандеем Аделаджою.
Частично я прокомментировала уже это на РИСУ 4 января 2009 г. (http://www.risu.org.ua/ukr/religion.and.society/comments/article;26720/). Тогда речь шла о Заявлении, которое появилось от имени старших служителей Евангельских христианских церквей Украины. С того времени новых данных у меня не появилось. Вы знаете, что ведется следствие, в качестве свидетеля пастор опрашивается почти каждый день. Делать какие-либо заключения до завершения следствия и суда рано. Но кое-то постараюсь уточнить.
А теперь вопросы более широкого масштаба:
Вы ознакомились со статьей Дениса Подорожного? Согласны ли вы с решением Епископов украины в отношении Сандея Аделаджа? Ваши ответы очень важны для нас как христиан. Надеюсь на конкретные ответы. (Павел, Киев)
Статью Д.Подорожного я читала, его аргументация и позиция мне понятна. Она написана со скорбью, а не со злорадством, чем отличается почти вся светская пресса. Печаль от постигшей всех неприятности с этим банком пронизывает и заявлении епископов. Реакция епископов мне показалась здравой, в Духе сформулированной. И хотя я не посвящена во все детали происходящего, думается, что предложены конструктивные пасторские рекомендации, как достойно, без потерь паствы и авторитета евангельских церквей, выйти из данной ситуации.
Здравствуйте! Какое ваше мнение о статье Виктора Судакова "Все ли позволительно Юпитеру?", касающейся последних событий. Ваше оценка как религиоведа совпадает с оценкой пастора? Не кажется ли вам, что разителен контраст между статьями Подорожного, Судакова, Витюка и других служитей, написавшиз о ситуации ИКС, и теми, кто выступает за Сандея? В чем вы видите причину такого контраста? (Кирил (Самара, Россия))
Солидарная позиция названных пасторов обуславливает повторяемость ответов. Моя оценка событий как религиоведа очень близка к пасторской, но не может совпадать с ней, поскольку я пользуюсь иными аргументами и методами объяснения. Думаю, это заметно по предыдущим моим ответам. В том, что на ситуацию существует две противоположные реакции, ничего необычного нет. В любом коллективе всегда присутствует часть людей, настроенных комплиментарно по отношению к своему начальству, к выполняемой работе, к своим обязанностям, а часть ориентирована на критический лад, все поддает анализу, сомнению. В результате коммуникации двух противоположных подходов рождается жизненный и реалистичный план. В данном случае речь может идти о плане возвращения Церкви в обычный ритм выполнения своих функций. Хотя могут быть и иные причины разногласий, например, степень информированности, уровень доверия. Сейчас важно сохранить Церковь, не допустить ее разделения на тех, кто «за», и тех, кто «против» пастора Аделаджи, ибо пострадает не столько пастор, потеряв часть своей паствы, сколько Церковь как духовный организм, как мистическое тело Иисуса Христа.
Сестра Людмила здравствуйте, спасибо за ваши труды и посвящение Богу,хотела узнать,не кажется ли вам что вся это история с Сандеем Аделаджа является заговором и завистью со стороны пасторов типа Максимова + и некоторых пасторов выступающих на СНЛ.( дайте пожалуйста оценку их действиям) И как по вашему мнению отразится вся это история на церквях Украины и всего СНГ? (Галина, Казахстан)
Не исключаю, Галина, и такого, заговорческого, варианта, хотя не так хорошо, как вы, ориентируюсь в межличностных отношениях пасторов этой церкви. Происходящие события – это не только урок для пастора Сандея, но и для всех пасторов, для всей церкви, в которой находятся живые люди со всеми их плюсами и минусами, которые, оказывается, могут и ошибаться. Данный случай спустил нас с небес на землю, показал нам наше место в планах Бога, отрезвил многих, заставил задуматься над смысложизненными вопросами, над сутью своей веры, над ответственностью за свою веру. У кого вера была, тот только укрепится в ней. А кто сомневался, тот отойдет. Церковь ожидает очищение. Но хотелось бы, чтобы члены Церкви не оставили в беде пострадавших, чтобы поддержали их в этой ситуации, чтобы продемонстрировали христианское братство не только декларациями, общностью догматов, а и реальным взаимопомощствованием тем, кому тяжелее, чем вам.
Уважаемая Людмилп Филлиповна! Как на ваш взгляд, возможно ли в Украине гонения на церкви неправославной ориентации в связи с событиями Кингс Кэпитал и церковью Посольство Божье? (Анна, Украина)
Очень хочется надеяться, Анна, что православные церкви не опустятся до того, чтобы воспользоваться моментом и инициировать гонения на неправославных. Государство озвучило свою позицию словами министра внутренних дел: «Мне безразлично, что он проповедует на своих религиозных собраниях». Будем считать, что фактор вероисповедный не будет браться в расчет при определении виновности или невиновности пастора Сандея. Но Украине придется сдать своеобразный экзамен на толерантность и мудрость. Вместе с тем надо быть готовым к тому, что найдутся люди, которые не откажут себе в удовольствии тыкнуть пальцем и позлорадствовать, напомнить о вредности и тоталитарности сект.
Добрый день. Мой вопрос о людях-прихожанах "Посольства Божьего". Читая их высказывания об их пасторе и "церкви" у меня очень сильные сомнения в их душевном здоровье. А что думаете Вы, Людмила? Спасибо. ((Ирина, Австралия, Сидней)
Ирина, я не медик, поэтому не мне ставить им диагноз. Думаю, и вам это сделать тяжело из Сиднея: больного, как минимум, надо осмотреть. Вы бы согласились лечиться на расстоянии, по телефону?
А то, что вызывает у вас тревогу, науке известно, как религиозность. Да, религиозность бывает разной. Умеренной и неумеренной, внутренней и внешней, индифферентной и сверх меры вовлеченной, колеблющейся и убежденной. И этот ряд характеристик можно продолжать до бесконечности. Думаю, вы знаете из истории христианской церкви, что люди ради веры, во имя Бога, из любви к своему духовному наставнику жизни свои жертвовали, а тут какие-то деньги…
Хотелось бы услышать Ваш коментарий,по поводу слова Иисуса: человек ответит за каждое праздное слово,на Ваш взгляд не этим ли словом пользовался пастор Сандей подавая в суд на обвинителей?Ведь не законно объвенять это на рушение его прав. Вопрос:будете ли Вы как Научный эксперт РИСУ быть на стороне закона?И как пратически Вы можете повлиять на безпрецендентный конфликт,когда нарушение прав человека на лицо.Можно ждать от Вас помощи и защиты человеку,и в том числе официально зарегестрированной организации? (Евгений Николаевич г.Смела Украина)
Евгений Николаевич, как можно не согласиться с Вами, цитирующего Иисуса Христа? Слово – сильное оружие и «за», и «против». И если пастор Сандей действительно верующий христианин, то он должен бояться не суда человеческого, а суда Божьего.
Я осознаю всю ответственность за правдивость моих слов и никогда не буду лжесвидетельствовать, даже если это будет вредить мне. Из тех же соображений. А помочь – помогу, особенно в деле ущемления прав человека и соблюдения закона, морального и правового.
А теперь – короткие ответы на конкретные вопросы.
Людмила Филипович дайте ответ,почему в некоторых деноминациях женщины не покрывают головы? (Инна(Киев))
Традиционно во всех религиях женщина ходила с покрытой головой. Вспомните, фата на невесте, требование быть в платке во время храмового богослужения и пр. Покрытие на голове у женщины – знак власти над нею и одновременно защиты высших сил. Со временем, особенно после феминистической революции, традиция покрывать голову стала считаться устаревшим обычаем, как и нестриженные волосы, ношение длинных юбок и пр. Кроме сакрализованных требований к покрытию головы, в этой традиции можно усмотреть и чисто природные основания (требования личной гигиены, бытового удобства, эстетизма, символов социального расслоения и мн.др.).
женщина пастор или проповедник, это ересь? (Мнемоника)
На чисто теологический вопрос «ересь ли это» однозначного ответа дать не готова. Ибо основательный ответ надо искать в священных писаниях разных религий, как это трактуется в той или иной традиции. Из истории религий нам известно, что в Древнем мире (напр. Египет, Древняя Греция) женщины были духовными лицами. Встречаем упоминания о диаконессах и в ранней христианской церкви. Среди современных религий роль женщины как служительницы культа сохранилась в некоторых этничных религиях. Среди христиан только у протестантов можем встретить пасторов женщин. Решение о женском епископстве в Англиканской церкви привело к ее расколу. Как видим, если учение и запрещает женское проповедничество, то практика допускает такие случаи.
Почему в протестантских церквях женщина проповедует с кафедры помоему?В библии сказано:(жанщина в храме да молчит)) (олег церковь ковчег РОСХВЕ)
Близкий по смыслу предыдущему вопрос. Почему? Видимо, так складывались исторические обстоятельства, когда община оставалась без мужчин (в результате войны или природных катаклизмов), а потребность в служении была. Вопрос требует дополнительного изучения, что не сложно сделать, используя возможности интернета.
Здравствуйте! Скажите, было бы правильно разрешить церквям регистрировать браки? (Владимир, Вышгород, Украина)
Когда-то эта функция полностью находилась во власти церкви. Разрешить то можно, но только изменив предварительно Закон, который указывает, что церковь не выполняет государственных функций (ст.5), а регистрация браков – одна из них. И хорошо бы поинтересоваться у церквей: хотят ли они и готовы ли возложить на себя такие обязанности.
Скажите пожалуйста,веря в Иисуса Христа,читая Библию,соблюдая заповеди но при этом не ходить не в какую церковь,считать себя спасенным человеком? (Инна Киев)
Инна, многое зависит от того, с какой деноминацией вы себя идентифицируете, поскольку именно там определяется та формула, тот минимум вероисповедания, который составляет его ядро - Символ веры. Если вы исповедуете Апостольский или Никео-Константинопольский Символ веры, на которых исторически базируются учения традиционных церквей, то вам отказано в возможности вашего спасения вне церкви. Вы не можете считаться спасенным человеком, поскольку одним из пунктов этих Символов веры является следующий тезис: верую 1) в Святую Вселенскую Церковь или 2) в единую святую соборную (кафолическую) апостольскую Церковь, через которую только и возможно спасение.
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться: "Новое поколение" - это теперь новая конфессия христиан, т.е то же, что и протестанты, православные, пятидесятники...Новая жизнь...Это так или я чего-то не понимаю? Спасибо за ответ. (Анастасия, город Норильск, Россия)
«Новое поколение» - одно из направлений протестантизма как конфессии, относящееся к евангельскому христианству как деноминации, к его харизматической форме.
Есть ли Библейское обоснование десятине в новом завете? Например, субботу из ветхого завета, как это делали тогда мы не соблюдаем, а десятину почему-то продвигают активно. Возможно дело просто в денежной политике? (Алексей, Сибирь)
Алексей, такого требования или заповеди в Новом Завете не существует. Но библейское обоснование материально поддерживать свою церковь – есть. И это связано с принятием христианином не буквы закона, а духа Евангелия. Если только на этом акцентируется внимание прихожан церкви, то десятина, которая призвана символизировать связь человека с Богом, превращается в материальную единицу измерения твоих отношений к Господу. Десятина – не просто свободное волеизъявление верующего, но и обязанность, непременно осознанная как необходимость. В таком случае десятина становится не только добровольным исполнением долга, но и непреодолимым желанием.
Здравствуйте Людмила!Прошу вас высказать свое мнение по поводу места в Священном Писании (Мтф.6 гл.24) "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне". Заранее спасибо! С уважением,Игорь (Игорь,Запорожье,Украина)
А какое может быть тут особое мнение? Как написано, так оно и есть. Для верующего христианина – это очевидно, выставленный приоритет духовного над материальным изначален.
Здравствуйте Людмила, извините, что без отчества - оно ни где не указано. Хочу узнать, где можно приобрести Ваши работы, в каких периодических изданиях они печатались, или может есть изданные книги с Вашими публикациями? Я учусь в университете библейской теологии на 5 курсе, где требуется изучение большого количества литературы, но её невозможно найти. В основном, во всех христианских магазинах продаются книги о том, как стать процветающим, как стать успешным лидером, служителем, как молиться и так далее, все предлогают свои способы, но нет ничего с теологическим уклоном, более глубоким изучением Библии. Благодарю за ответ. (Елена, Днепропетровск, Украина)
Елена, напишите мне письмо и я вышлю вам список публикаций нашего Отделения религиоведения, часть из которых можно еще приобрести. А это около 200 книг, вышедших с 1995 года. В том числе и мои. В Днепропетровске вот уже несколько лет активно действует Украинская Ассоциация религиоведов (областное отделение), возглавляемая доктором философских наук Михаилом Мурашкиным. У него есть некоторые наши издания. В Днепропетровске мы бываем, поскольку организовываем там ежегодно научные конференции, участвуем даже в телепрограммах на местном ТБ. Вот и в 2008 году в ноябре навестили ваш славный город, где прошла конференция «Религиозный опыт и толерантность», проведенная на базе Горной академии и Финансовой академии. Провели День философа, День религиозной свободы. Уверена, у нас есть шанс встретиться и в 2009 году. Будем на связи!
Благодарим Вас за вклад в свободу вероисповедания в Украине. Это очевидно. Мы молимся о Вас и благословляем ваше дело. У меня к Вам несколько вопросов личного характера: Кокого вы вероисповедания? Какую церковь вы посещаете? Кто Ваш духовный наставник?
Добрый день! А какую церковь Вы посещаете? И как часто Вы ее посещаете? Какое было последнее откровение, которое Вы получили от Бога для своей жизни? (если конечно не секрет). Спасибо большое! (Андрей, США)
Скажите пожалуйста, а Вы сами являетесь верующим человеком? Если да, то какое Ваше вероисповедание? Спасибо.. (Андрей, Боярка)
В чем смысл вашей жизни? Ради чего вы живете? Как использовать себя ради Божьего дела по максимуму?Спасибо за внимание (Павел, Алмата, Казахстан)
Большое спасибо всем, кто не из праздного любопытства поинтересовался очень личным – моим вероисповеданием. Думаю, что внимательный читатель и сам сможет ответить на вопрос «Являетесь ли верующим человеком?» По вероисповеданию я – православная христианка. Аналогичный ответ и на последний вопрос – относительно смысла моей жизни, частично вы уже познакомились с тем, что ценно для меня как человека и ученого. Постараюсь обобщить. В духовных измерениях цель определяется так: осуществить миссию, которую мне определил Бог. В измерениях материального мира: 1) реализовать все то, что получила в результате рождения от своих родителей, чему научилась благодаря усилиям своих многочисленных учителей, что приобрела сама в качестве знаний, умений, читая книги, общаясь с людьми 2) передать весь этот багаж своим детям, и не только физиологическим, но и духовным: своим аспирантам, студентам; щедро делиться тем, что мне удалось узнать и осознать в жизни, с коллегами, друзьями. И при этом не стоять на месте, постоянно узнавать новое, черпать знания и впечатления, радость и удовольствие от общения с Богом, миром и людьми. Желаю вам счастья и уверенности, любви и устремленности.