Христианские новости и новости религий со всего мира.
14.10.2008 10:46:59
Новости Беларуси : Тадеуш Кондрусевич.Выступление на круглом столе
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич.Выступление на Международном круглом столе:«Устойчивый этноконфессиональный мир — один из важнейших факторов социально-политической стабильности в обществе» Минск, 13–14 октября 2008 г.CМИ в религиозной и национальной сферах:арбитр,провокатор или миротворец?
Глубокоуважаемые участники круглого стола. 1. Прежде всего позвольте выразить благодарность и признательность муфтию Абу-Бекир Шабановичу, председателю организационного комитета Круглого стола «Устойчивый этноконфессиональный мир — один из важнейших факторов социально-политической стабильности в обществе» за приглашение.
Происходящие в современном мире сложные процессы не проходят мимо Беларуси, как и других стран нашего геополитического региона, в котором уже многие столетия рядом проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. В этом смысле, несомненно, наша страна может служить хорошим примером, где они не только мирно уживаются между собой, но и помогают друг другу.
В то же самое время, еще не залеченные события 90-х годов прошлого столетия на Балканах, неутихающие в разных регионах мира террористические акты, напряженность на Кавказе, все еще имеющие место межэтнические и межконфессиональные конфликты не могут оставлять нас равнодушными. Эта проблема современного мира, которую надо решать всем миром. Поэтому сегодняшний Круглый стол является актуальным и своевременным.
2. Для решения этой так важной в современном мире проблемы, какой является достижение стабильности в обществе, необходимо привлекать все здоровые силы, начиная, прежде всего, с основополагающего принципа, что устойчивый мир возможен только с мира в сердце человека.
Социальная стабильность и мир между различными религиями и этносами — ключевые понятия социального учения Католической Церкви. В наших храмах и часовнях, в книгах и периодических изданиях, в обращениях и проповедях священников, в ежедневной пастырской работе мы подчеркиваем уважение к достоинству человека независимо от его национальной или конфессиональной принадлежности. Подобную позицию занимает Православная Церковь и другие конфессии и религии.
3. Отмечая высокую значимость проблем, к осмыслению которых нас призывают организаторы Круглого стола, я в своем выступлении хотел бы привлечь ваше внимание к роли средств массовой информации в контексте обсуждаемых вопросов, и, прежде всего — в предотвращении негативных явлений в этноконфессиональной сфере.
При различных оценках степени влияния средств массовой информации на сознание социума трудно отрицать тот факт, что в современном мире они являются наиболее влиятельным и набирающим свое значение фактором, формирующим общественное сознание. Это касается также и вопросов отношения между людьми разных национальностей и исповеданий. Даже поверхностный мониторинг заметных событий, разворачивающихся в медиапространстве в последние годы, с очевидностью показывает, что среди казусов, которым пресса уделяет особо пристальное внимание, все больший удельный вес приобретают те, где тем или иным образом затрагивается религиозная или национальная сфера жизни и деятельности человека.
Значительная часть так называемых «медиа-скандалов» возникает в последнее время именно по религиозным и национальным вопросам. Достаточно вспомнить «карикатурный скандал» в Дании и позже в некоторых других странах мира, книгу и фильм Дэна Брауна «Код да Винчи», фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», концерты Мадонны с «распятием» на кресте, реакцию на «Регенсбургскую лекцию» Папы Бенедикта XVI и др. Нельзя обойти вниманием и тот негативный смысл, который нередко вкладывается в выражение «лицо кавказской национальности», или касательно иностранцев не европейцев, что ведет к тому, что в некоторых странах и городах студенты-иностранцы, особенно африканцы, вечером бояться показываться на улице.
4. Нам представляется, что состояние общественного сознания дает достаточные основания для того, чтобы подробнее рассмотреть вопрос о роли СМИ в вопросе толерантности в религиозной и национальной сферах в современном обществе, а также об оптимизации взаимодействия религиозных организаций, национальных объединений, государственных и общественных структур и «масс-медий».
Любопытны итоги исследования, проведенного в России социологами университета Западного Мичигана .
Ученые пришли к выводу, что религиозная нетерпимость не является религиозным феноменом и не зависит от степени вовлеченности в практики соответствующих исповеданий. Это регулярно подтверждают и мировые духовные лидеры — православные Патриархи, Папа Римский, раввины, муфтии и Далай-лама, когда, основываясь на вероучении и культе своих религий, решительно отмежевываются от крайних проявлений нетерпимости вплоть до международного терроризма.
Среди основных факторов порождения нетерпимости авторы исследования называют этнические предрассудки и религиозный этноцентризм. Откуда же они берутся в массовом сознании?
Здесь, несомненно, огромная роль принадлежит СМИ, прежде всего в том, как они выступают в освещении межрелигиозных и религиозно-общественных отношений. Эту роль можно свести к трем основным. А именно, масс-медиа могут выступать в роли «арбитра», «миротворца» или «провокатора» (сознательного или несознательного).
При внешней нейтральности функция арбитра при честном, профессиональном исполнении становится позитивной, ибо она дает проверенную, взвешенную и всестороннюю информацию, которая рассеивает предрассудки, развеивает мифы, разрушает стереотипы и формирует целостную картину мира.
При ангажированном, непрофессиональном исполнении роль арбитра становится негативной, ибо она укрепляет предрассудки, распространяет мифы, внедряет стереотипы, раскалывает целостную картину мира, превращая ее в мозаичную.
Тем не менее, анализ развития нескольких «медиа-скандалов» последних лет показывает, что именно СМИ стали вольными или невольными, активными или пассивными «катализаторами» негативных общественных процессов. Так случилось с «карикатурным скандалом», возникшим несколько месяцев спустя после публикации карикатур, хотя Католическая Церковь абсолютно против насмешек с пророка Мухаммада, что вполне резонно задевает чувства верующих мусульман. Подобное случилось также и с «Регенсбургской лекцией» Папы Бенедикта XVI, когда после двух дней молчания, вырванная из контекста и опубликованная одним из агентств цитата из научной лекции, стала первотолчком для «снежного кома» всевозможных протестов.
Все это говорит о том, что медиасфера нуждается в определенной чувствительности и ответственности в религиозных, этнических и иных делах, которые обычно относят к сфере приватного.
В законодательствах ряда стран существуют определенные ограничения, но последнюю границу, отмеряющую степень личной ответственности, проводит сам журналист с помощью своей совести. Поэтому необходимо говорить о значении журналистской этики и культуры. СМИ должны нести не только информацию, но и создавать культуру цивилизации жизни и взаимной любви.
Помочь же журналисту в воспитании его совести, формировании устойчивого и адекватного этоса в освещении событий духовной сферы призваны представители религиозных организаций — то есть мы с вами — с помощью государственных и общественных структур и самого медиа-сообщества. II Ватиканский Собор в Декрете о средствах массовой коммуникации учит, что для того, чтобы должным образом применять эти средства необходимо знать нормы нравственного порядка и верно приводить их в исполнение в этой области (ср. Декрет Inter mirifica 4).
5. В деле решения поставленной проблемы, исключительно важно передавать соответствующую истинному положению дел информацию. Я имею в виду не только информацию о происходящих событиях, но также касающуюся структуры, учения, традиций одной или другой Церкви, или религии. Согласитесь, но странным выглядит то, когда масс-медиа подают сведения о структуре какой-нибудь конфессии или религии, которые не соответствуют истине.
Наверняка, для многих религиозная сфера все еще является новой. Нет также соответствующей подготовки религиозных журналистов. Нет устоявшейся традиции. Однако, что когда есть сомнение или просто необходима достоверная информация, то лучше всего обратиться в соответствующий руководящий орган религиозной общины за консультацией. Этим самым мы сможем избежать недоразумений, или даже возникновения конфликтных ситуаций, и будем развивать нормальные конструктивные отношения между различными исповеданиями и средствами массовой коммуникации.
Необходимо также быть очень осторожными в смешивании религиозного и этнического элементов. Надо помнить о том, что этноконфессиональная сфера совсем уж и не обязательно однородна. Она сложна и чаще всего распадается как минимум на две — конфессиональную и этническую, между которыми нет прямого и обязательного детерминизма.
Интерес к деталям и аккуратность в словоупотреблении по-прежнему остаются существенными признаками журналистики. Здесь речь идет не только и не столько о нормах словоупотребления, сколько об адекватном отражении действительности.
6. Добрая воля и взаимное уважение, которые стали основой исламско-католических отношений в России, были быстро замечены и отражены СМИ, что позволило в значительной мере предотвратить ряд конфликтных ситуаций.
Одна из них сложилась после лекции Папы Бенедикта XVI в Регенсбурге, когда на фоне возникших вопросов ряд информационных агентств обратился ко мне за разъяснениями. Я немедленно нанес визит Муфтию Шейху Равилю Гайнутдину — Председателю Совета муфтиев России, Председателю Духовного управления мусульман Европейской части России и представил официальную позицию Католической Церкви, что при наличии доброй воли с обеих сторон, а также большого опыта взаимного сотрудничества и уважения позволило остановить дальнейшее продолжение конфликта. В соответствующих заявлениях в СМИ мы подчеркнули, что на российской почве конфликт исчерпан. Телеканал «Russia Today» пригласил в прямой эфир меня вместе с Заместителем Председателя Совета муфтиев России, ректором Московского исламского университета Маратом Муртазиным. Благодаря этому и зарубежная аудитория смогла воочию убедиться, что взаимное уважение и доверие католиков и мусульман в России, а также объективность и доброжелательность СМИ позволяют быстро снимать возникающую напряженность в отношениях.
Мне кажется уместным напомнить также и то, что в ноябре 2005 г. российские католики и мусульмане впервые в истории провели совместную богословскую конференцию в конференц-зале Московской соборной мечети. Она была посвящена 40-летию принятия Декларации II Ватиканского собора «Nostra aetate» (об отношении Церкви к нехристианским религиям). Этот форум на тему «Ислам и христианство: на пути к диалогу» был организован Советом муфтиев России, Духовным управлением мусульман Европейской части России, Католической архиепархией Божией Матери в Москве, Библейско-богословским институтом св. Апостола Андрея и Институтом европейской цивилизации.
Участники конференции приняли совместное итоговое заявление, в котором были намечены конкретные дальнейшие шаги: регулярные межрелигиозные миротворческие встречи, «принципиально открытые последователям любой религии, настроенным на взаимопонимание и диалог»; обмен студентами-богословами «для лучшего познания вероучений других религий»; совместные действия в сферах образования, СМИ, благотворительности, социальной защиты – «для противостояния нарастающей секуляризации»; а также информирование прессы и – через прессу – широкой общественности о межконфессиональных инициативах. (Свет Евангелия. Москва, №47/2005, c. 2).
Большое значение в налаживании и укреплении межконфессиональных отношений на постсоветском пространстве сыграл Христианский Межконфессиональный Консультативный Комитет, успешно работавший в 1994–2002 г.г. Слава Богу, совсем недавно 1 октября н.г. была возобновлена его деятельность. Комитет в свое время организовал четыре больших межхристианских конференции, одна из которых: «Призванные к одной надежде в союзе мира» с большим успехом 1–3 октября 1996 г. прошла в Минске.
Особого внимания в деле становления и укрепления межрелигиозного мира и развития сотрудничества заслуживает деятельность Межрелигиозного Совета России.
Будучи участником многих из выше перечисленных инициатив, я хочу засвидетельствовать исключительно важную роль масс-медий в адекватном их представлении широкой публике и их оценке. Именно благодаря СМИ общественность увидела, что конфессии и религии могут и умеют решать проблемы взаимоотношений и этим самым вносят свой посильный вклад в дело достижения общественного согласия и мира.
Выражаю надежду, что нынешний Круглый стол станет еще одним шагом как для осознания роли масс-медий в миротворческом процессе, так и развития отношений между СМИ и различными вероисповеданиями и национальными образованиями с целью консолидации и достижения социально-политической стабильности современного общества.
Спасибо за внимание.
пресс-служба Конференции католических епископов Беларуси