Христианские новости и новости религий со всего мира.
17.01.2008 2:46:23
Интервью : Интервью кс.Гжэгажа Худэка,за которое он был выслан из РБ
Интервью кс. Гжэгажа Худэка, за которое он был выслан из Беларуси.Разговор с ксендзем Гжэгожэм Худкем из Люблина, приходским священником католического прихода в Речице, Беларусь.Кс. Гжэгож Худэк Здесь люди живут как в гетто. Словно находятся они в постоянной опасности. Отсюда секс и алкоголь, бегство в удовольствие. Такой ход ва-банк, чтобы ещё что-нибудь от этой жизни взять.
Их костюмом является спортивный/тренировочный костюм, женщины одеваются так, что улица смахивает на лёгкий порнографический фильм. Каждый жаждет любви, пробует её как-нибудь заполучить: купить, украсть, выторговать. За любую цену. Даже ценою СПИД • Как случилось, что ксёндз оказался на Белоруссии? - я здесь уже 14 лет. Началось с практики семинарии, которую я проходил у ксёндза Лясковскего в Гомеле. И видно суждена мне была роль переездного священника, раз уж здесь я остался. • А почему ксёндз остался? – Потому что понял, как много могу здесь сделать, провозглашая учение Христа. Когда я приехал первый раз на Белоруссию увидел пустыню. В моральном и религиозном смысле. Это даже не производило впечатления жизни языческой, а просто антихритсиансокй. • В чём это проявлялось? - Грусть, сумрак, безысходность. Грех, который уничтожает здесь человека до такой ступени, что тот не в состоянии ни работать, ни жить. Бегство в алкоголь и секс - это здесь сплошь и рядом общепринятая норма. Мужчины после 40 берут себе любовниц-подростков, и никто этому не удивляется. Наркотики, аборты, СПИД - это, по сути, всеобщая картина ежедневной жизни. • Ксёндз становится на амвон и грозит пальцем? - А что это дало бы? Я просто разговариваю с людьми. И сегодня, спустя 14 лет я более склонен их оправдывать, чем осуждать. Это не их вина, что живут таким образом; они по-просту не умеют иначе. Никто не показал им другой путь. Это трагические жертвы некоей системы, которая не даёт им ничего, кроме впечатления безысходности. Как-то молодые люди сказали мне прямо: Мы уже ни во что не верим. Нас всегда учили, что есть одна партия, один вождь, одно счастье. И оказалось, что это была ложь. Теперь приходите вы и вы говорите, что есть один Бог и одна правда. А если окажется, что вы тоже нас обманываете? • Каких людей здесь ксёндз встречает? - Лишённых личности, корней, но при этом доброжелательных, гостеприимных и открытых. Полных страха. Надо много времени, чтобы их понять. Боятся войти в костёл; Бог для них – это угроза, так как Его Слово раскрывает правду, здесь же за правду погибло многие люди. Рядом с костёлом было еврейское гетто, в один день расстреляли все. Крик был на весь город. Такого крика не забывается, сказала мне старая женщина. Остаётся в человеке. Вместе со страхом. • А всё же удалось ксёндзу получить обратно Речицкий костёл и собрать вокруг него верующих? - Длинная история. Костёл был освящен в 1903 году, но с 1968 по 1992 года был в нём ресторан "Старый Замок”. После распада СССР, когда Горбачев начал бороться с алкоголизмом, забегаловку переименовали в витаминный бар для детей. В 1995 года прекратилось правление Горбачева, а в костёл снова вернулась водка, так как бар витаминный поменяли на бар ночной. • Трудно представить себе более курьезную ситуацию! - Здесь это никого не удивляло. Но нашлись 10 бабушек, которые заупрямились, что костёл снова будет костёлом. В 1992 года мы начались добиваться его восстановления. Оказалось, однако, что вся бюрократическая дорога не очень продвигает всё это вперед. Ну и бабушки в 1998 начали по-своему бороться за костёл. В одно прекрасное воскресенье спозаранку пошли в бар, сели за столик, поставили крестик, зажгли свечку и давайся молиться над розарием. Сразу же приехала полиция, выкинули бабушек из бара, ну вот они молились снаружи. • Мужественно. - Мужественно и умно. Как начались допросы, то они знали, что ничто не могут подписывать и то их спасло. На следующее воскресенье они снова пошли в бар, а с ними уже человек 40. Приехали 2 патрульные машины. Кто-то приказал разогнать их слезоточивым газом. И разразился скандал, а даже большой скандал, так как действия властей были несоразмерны случаю. Они по-просту переборщили. заинтересовалась этим прокуратура, а в результате изменился фронт по вопросу костёла: мэр города начал с нами разговаривать. И, наконец, мы получили обратно костёл. Теперь продолжается его восстановление, так как в те годы, когда был здесь ресторан и бар, костёл обветшал. • Как велик сегодня приход? - я Имею контакт с 500 лицами, которые заявили, что являются католиками. Из этой группы 60 человек приходят в наш костёл в Речице. • Какова повседневная жизнь этих людей? - Другая. Более серая, скромная. Маленькие квартиры, известные по нашим соцреалистическим микрорайонам, только в более худшем состоянии и стиле. Особенно докучает отсуствие вентиляции в уборных, можно представить, что это не слишком комфортабельно. Добавьте к этому тонкие трубы канализации: туалетную бумагу не выбрасывают в унитаз, а рядом. Что же... не очень приятно это будет пахнуть. Главное в том, что там в людях уничтожили потребность в красоте, эстетике. Красота спасает, сказал Толстой, но когда разрушается её создатель, Бог, она теряет смысл. Но когда видят, что можно иначе, красиво, охотно это подхватывают. • Ксёндз показывает им, что можно иначе? - Главным образом через убранство костёла, некую гармонию, которую я стараюсь создать. Я приглашаю к себе на колядку, готовлю приём. Я красиво накрываю стол, подаю закуски, блюда первое, второе... Люди удивлёны, так как у их всё сразу выставляют на стол; это показ некоего изобилия, такое настоящее угощение. А я им объясняю, что красиво - не значит много и дорого. Не надо вешать ковров на стену, но можно её покрасить добела. Тогда дешевле, проще и красивее. • Праздники тоже более обильные, чем красивые? - Атмосферу праздников тут не очень видно. В пасху люди подносят пищу для освещения в полиэтиленовых рекламных пакетах. Два главных праздника на Белоруссии это, впрочем, Новый год и День женщин. Лишь потом пасха и рождество. Может ещё день рождения Ленина... • А как выглядывает этот большой Женский день? – Длится целых два дня: 8 и 9 марта. Никто не работает. Все пьют за благополучие дам. Это большое событие, трубит об том радио и телевидение. Цветы, пожелания, просто большой государственный праздник. • Немного как у нас 40 лет тому назад... - У нас никогда не было так, как там. После распада СССР началось поездки на запад. Что-то начало меняться, люди надеялись на другую жизнь. Но после 1994 года всё остановилось. Молодёжь разочаровались, увидели, что у них нет шансов раскрыть крылья. Идут учиться, потом их направляют на работу. • Нет безработицы? - А откуда! Там 2%-ная безработица, все чего-нибудь делают. Подметают улицы, сидят в музеях. • Это навряд ли хуже всего? Хотя бы хватает на жизнь. - Они говорят так: мы не живём, мы "выживаем”. Плохая работа, плохая зарплата. Но не это самое плохое. Самое плохое это то, что в тех людях сидит внутри. Там трудно найти семью в которой кто-то не был бы репрессированным, или не был в Афганистане, не убил человека. Те, которые убивали ненормальные, страшно страдают. Есть в Речице такой человек, редко трезвый. Говорит: я убивал и мне это даже понравилось. Государство сказало, что можно убивать, а как я вернулся домой, оказалось, что всё это неправда. Как с этим жить, спрашивает, если нет прощения? Эти люди - это жертвы, я склоняюсь над ними с большим смирением. • Этого смирения научили ксёндза 14 лет на Белоруссии? - Такая у меня надежда. Сегодня я знаю, что о ни о ком нельзя сказать наверняка, что он плохой, глупый или нечестный. Никто нельзя вычеркивать. Надо просто понять. Когда-то приехал к нам архитектор еврейского происхождения. Когда его спросили, как ему здесь нравится, ответил: здесь люди живут как в гетто. Словно находились в постоянной опасности. Отсюда секс и алкоголь, бегство в удовольствие. Такой ход ва-банк, чтобы ещё что-нибудь от этой жизни взять. Их костюмом является спортивный/тренировочный костюм, женщины одеваются так, что улица смахивает на лёгкий порнографический фильм. Каждый жаждет любви, пробует её как-нибудь заполучить: купить, украсть, выторговать. За любую цену. Даже ценою СПИД. • Вы разговариваете об этом? - Они не хотят об этом разговаривать, ещё более огорчать эту свою серую жизни. А какая у них альтернатива? Речица это зона Чернобыля, они знают, что могут умереть раньше других, хотя нет никаких официальных данных о заражении. Что я могу сделать? Я могу им помочь обрести себя в этой действительности. Найти надежду, веру, просто смысл жизни.