Христианские новости и новости религий со всего мира.
09.07.2012 11:12:14
Почему у разных людей разные представления о Боге?
Издревле человечество беспокоил вопрос – как Бог
одновременно может быть добрым и справедливым в этом злом и несправедливом
мире. Этот вопрос отражался в философии и поэзии, использовался царями и
священниками под разным углом и для разных целей. Корень этого можно найти в
жизненном переживании каждого человека – что мне делать с болью и страданием
(«злом») в моей жизни? В зависимости от того как человек отвечал на этот вопрос
для себя, таким он и рисовал теологический образ Бога.
Первый тип ответа – страдание несправедливо, но я ничего не
могу с ним поделать. Очень часто такие люди «смиряются» со своим страданием,
находят ему оправдание – страна, экономика, семья… И потому решают, что если
страданию есть глобальная причина (что-то извне), то это нельзя исправить. А
если нельзя исправить, приходится с этим страданием как-то жить и
приспосабливаться – извлекать «вторичную пользу» из своего страдания. Вторичная
польза – это некоторое всевдо-вознаграждение, которое человек может получать в
эмоциональной или межличностной сфере, например, через создание чувства вины
(«Это вы виноваты, что моя жизнь не сложилась»), через манипуляцию («Я же
болею, ты хочешь чтоб я болел еще больше»), через самооправдание («Мне
нравиться выпить чтобы снять этот стресс в семье») и т.д. Для таких людей Бог
тираничен, зол, наказывает за любой грех ужасными последствиями и редко
прощает. Еще раз хотелось бы отметить, что сама эта концепция не имеет
отношения к теологии – но основана на жизненном восприятии себя и этого мира.
Второй тип ответа – страдание несправедливо, но я могу
повлиять на наличие или отсутствие страдания в моей жизни. Такой человек может
ради защиты себя от страдания заставить «несправедливо страдать» множество
других людей. Идея такого человека: «Если мир несправедлив, то я также могу
быть несправедливым и это нормально». Это разрывает здравую
причинно-следственную связь между событиями и между людьми. Соответственно
человек эту связь игнорирует, хотя связь фактически остается. Например, выбросы
загрязнения к окружающую среду – какая «разница» что это вызовет рост
заболеваний? Современный экономический кризис вызван в определенной мере этим
подходом – когда каждый «надуватель экономического пузыря» думал что и он
немного сверхприбыли себе возьмет (если за это не «посадят», то значит можно) и
ничего страшного глобально не случится, пока экономика целых государств не
стала идти под откос вместе с судьбами своих наименее обеспеченных слоев
граждан. Для таких людей Бог находится где-то далеко и Ему нет дела к этому
миру сейчас. «Бог умер» - концепция Ницше.
Третий тип ответа – страдание справедливо (потому что
грешник в любом случае), и я ничего не могу с этим сделать (кроме как каяться в
своих грехах). Эта концепция наиболее близка религиозным людям, которые находят
смысл в страдании («за грехи») и стремятся что-то исправить путем духовного
сокрушения по этому поводу. При этом игнорируется смысл покаяния – такой как
«поворот» или исправление. Эмоциональное сокрушение недостаточно, необходимо
объективное изменение причины – чтобы изменилось последствие. Например, человек
может болеть по причине гиподинамичного образа жизни, такой человек кается
перед Господом- и важно чтобы он
совершил поворот от греха к праведности – т.е. его образ жизни изменился для
изменения состояния здоровья. В чистом виде такой тип ответа встречается крайне
редко, часто он совмещается с четвертым типом ответа.
Четвертый тип ответа – страдание справедливо, и я могу
влиять чтобы страдания стало меньше. Этот подход близок тем людям, которые не
смиряются с ситуациями, но стараются влиять на причины. Наиболее яркие примеры
– мать Тереза (которая не только печалилась о больных, но и служила им – тем
самым изменив судьбы тысяч людей), Мартин Лютер Кинг (который не только
проповедовал о библейском равенстве – но и создавал движение для поддержки
этого равенства ценой своей жизни), Елена Уайт (которая принимала участие в
строительстве подземных железных дорог – чтобы вывозить
рабов из южных штатов в свободные северные). Таких людей много – кто
видит ситуацию и определяет ее причину, на которую можно и нужно повлиять. Для
таких людей Бог справедлив (потому что у каждого последствия была причина) и
достаточно милостив, ведь Он дает ответы и реальные решения (потому что
правильное решение от Господа есть). Милость в этом смысле очень практична и
конкретна – она отвечает на проблему и решает ее. Христианский Бог не просто
покрывал грехи людей, но послал Сына Единородного – чтобы уничтожить грех и
дать свободу тем людям, кто это захочет принять. Если сейчас многие публичные люди занимаются реальными социальными проектами, тем более верующие христиане могут реально влиять на окружающий мир, изменяя его в направлении ко Христу.
Эти типы ответов почти не встречаются в чистом виде и потому
не могут служить причиной для навешивания ярлыков. Обычно человек совмещает в
себе разные стороны реакций – что-то больше, а что-то меньше. Можно попробовать
такой подход, чтобы в той или иной ситуации сознательно изменить свой тип
ответа – специально отреагировать иначе. После этого можно обратить внимание на
свои эмоции и переживания – что я чувствую по поводу этой ситуации, каким Бог
представляется мне. Таким образом Божественная справедливость и милость могут
становиться духовной реальностью для каждого человека.