Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

10.12.2008 20:25:22

Повеет ли в РПЦ ветер перемен?

Повеет ли в РПЦ «ветер перемен»?

Предстоящие выборы нового патриарха оживили среди либерального крыла РПЦ надежды на перемены к лучшему, на давно назревшие реформы по модернизации Церкви. Такие надежды вполне объяснимы, учитывая неизжитую совковость, огосударствление, бюрократизм и сребролюбие, поразившие постсоветскую РПЦ МП.

По времени этот сложный период в истории Русской Церкви совпал с патриаршеством почившего на днях Алексия II. Не будем слишком строги к святейшему. На его плечи легла тяжелая ноша по возрождению Церкви из тлена советского безбожия, беспредельные девяностые, всплеск авторитаризма при Путине, война России с братским православным грузинским народом. Ни один человек на свете не смог бы безошибочно ответить на все эти сложнейшие вопросы современности. Патриарх – лишь человек, хотя и облаченный в роскошные ризы. В России столетиями Церковь была под госконтролем – сначала обер-прокурорство, когда ею командовали чиновники, затем безбожный коммунизм, когда церковь дала не только огромное число мучеников за веру, но и не менее многочисленные случаи стукачества, службы в КГБ, нравственного компромисса с силами зла. Тогда оправдывались, что иначе сохранить Церковь в условиях госатеизма было невозможно. Но почему тогда и в наши дни, спустя два десятка лет после краха советского тоталитаризма мы видим как Церковь методично превращается в идеологический отдел правящего кремлевского режима, благословляет любые даже неправедные действия властей, поощряет диктаторов нарушать права человека, тем самым растаптывая в человеке образ и подобие Божие, превращая его в тупое покорное злу быдло?

Не секрет, что в период путинских гонений на инакомыслящих, убийства журналистов избиения омоновцами беззащитных стариков и детей на митингах «несогласных» РПЦ встала плечом к плечу с неправедной власти. Из гонимой жертвы злых правителей, она сама стала гонителем всего того, что составляет суть христианства – человеческой свободы в Боге. Вместо того, чтобы с падением совка раскрепостить духовно людей, направить их душевные и творческие силы на выполнение Божьего плана по спасению человечества и обретения им свободы в Боге, все церковная энергия у нас ушла на вытаптывание, искоренение тех живых ростков веры которые начали пробиваться в лице в т.ч. о.Александра Меня, православных экуменистов, православной либеральной интеллигенции. За образец возрождения Церкви было взято дореволюционное ее состояние вплоть до бездумного копирования дореволюционных богословских книг с «Ъ», жесткой регламентации поведения верующих – вплоть до того как благоговейно стоять в церкви и раболепского пресмыкательства перед светской властью вместо поклонения единственно – Господу.

Правление патриарха Алексия II было неоднородным, он сам проделал существенную эволюцию во взглядах под влияние личных качеств формировавшихся в советский период, когда каждый рождался в несвободе и сохранил это рабье ярмо в душе до самой смерти. Это рабство, чинопочитание, пресмыкательство перед кесарем вскормлено в каждом русском столетиями крепостничества, затем советского тоталитаризма, сейчас – всесильем чиновничества при полном бесправии людей. Мы не можем судить покойного патриарха за то, что он не поднял знамя освобождения Церкви от государственных оков, но напротив благословил их и облобызал.

Мы ведь помним и другого патриарха – восторженного, решительного, верного экумениста, открытого для диалога со всем миром и со всеми конфессиями. Один феномен Кураева, действовавшего по личному благословению патриарха – чего стоит. И вот проходят десятилетия, на дворе 2008г. Экуменизм предан анафеме. Права человека на серии «Всемирных русских соборов» объявлены ересью. Церковь молчит в тряпочку по поводу братоубийственной войны с православными грузинами вместо того, чтобы немедленно отлучить правителей страны и потребовать от них прекращения кровопролития. Вместо того, чтобы быть миротворцем, напротив, практически при каждом храме организованы кружки русского рукопашного боя, святые являются покровителями армии и даже самого смертоносного оружия – атомной бомбы. Официальной идеологией РПЦ стала стали при всемерной поддержке партии власти – великодержавный шовинизм, ненависть к Западу, национальное превозношение вместо любви ко всем людям не взирая на их религию и расу. Вместе с добровольным раболепством перед благолепием и щедрыми посулами власти в РПЦ пришли и пороки госмашины – сервилизм под маской «смирения», чинопочитание, культ наживы, безудержное обогащение и внешняя роскошь вместо христианских ценностей нищеты и неотмирности. Храмы блестят золотом и строятся сотнями, а в душах верующих накапливается пустота и разочарование, как показали уже «пензенские сидельцы» – ушедшие под землю в поисках спасения от поразивших официальную Церковь страшных грехов.

Все эти огромные проблемы стоят перед будущим патриархом. Однако при таком неслыханном по сложности и масштабу грузе проблем, придавивших РПЦ, видим ли мы реальные силы, конкретные фигуры способные поднять их? Отнюдь. Не приходится говорить о модернизации Церкви, преображения и возрождении ее, избавлении от многовековых предрассудков, покаяния за бесчисленные преследования и казни – от старообрядцев до штунды и сотрудничество с советскими спецслужбами.

В то время, как РПЦ стоит перед лицом величайшего вызова со времени своего основания и нуждается в огромном комплексе модернизационных реформ, сравнимых по размаху со II Ватиканским собором, мы видим лишь бездну равнодушия, импотентности, либо напротив – безудержного сервилизма перед кесарем, но не перед Богом. И главное – всепоглощающее нежелание вообще менять, что либо в ограде Церкви. Все кандидаты озабочены лишь собственным успехом на выборах, либо действуют по принципу – «лишь бы меня не трогали».

После избрания со смертью Алексия II амбициозного митрополита Кирилла (Гундяева) местоблюстителем патриаршего престола, многие заговорили о нем как о будущем главе РПЦ. Рассчитывать что этот человек, которого неоднократно (хотя и без достоверных доказательств – которых заведомо и быть не могло), обвиняли в сотрудничестве с КГБ начнет обновление РПЦ – не приходится. В начале девяностых, действительно ОВЦС который возглавляет Гундяев по инициативе Алексия II начал активный экуменический диалог, в том числе с Ватиканом, Восточными Церквями – в т.ч. коптскими монофизитами. Но после того, как инициаторы диалога были подвергнуты жесточайшему шельмованию в темной и фундаменталистски настроенной массе русских верующих, во всяких профашистских ультраправославных листках (причем сильно досталось даже и Алексию II) экуменический диалог был заморожен. Как опытный аппаратчик Гундяев ничего не сделал для спасения дела на которое его благословил лично патриарх, настроенный в те времена довольно либерально и открыто к миру. В итоге вместо сближения с христианами иных конфессий во исполнение заповеди Христа «да будут все едино» сейчас идет лишь имитация экуменического диалога. Когда иерархи разных церквей раз в десять лет собираются, дискутируют на отвлеченные богословские вопросы, и затем каждый при своем мнении разъезжаются по домам.

Поняв, что на экуменизме карьеру не сделаешь, Гундяев переквалифицировался в государственники. Тем более, что наступили новые времена – при Путине с демократией было покончено, начались преследований инакомыслящих, гонения на политических оппозиционеров, убийства независимых журналистов. На серии «Русских народных соборов» митрополит Кирилл в свете политики «Единой России» объявляет права человека – ересью, начинает ратовать за великую Россию и даже более того – за построение бредовой «всемирной русской цивилизации». Сейчас, когда с началом медведевской «оттепели» (имитационной по преимуществу) кремлевские крутильщики гаек сбавили несколько обороты, даже выпустили юкосовца - смертельно больного Алексаняна на свободу, не стоит удивляться если мы увидим Гундяева в новом обличье. На этот раз – в либеральном.

Говорить о том, что человек-флюгер не имеющий собственного мнения, и с готовностью отказывающийся от собственной позиции в угоду выгодам момента пойдет на сложные и непопулярные реформы в РПЦ – надеяться не приходится. Кто остается – ветхие старцы, ретрограды советской закалки которые живут по принципу «лишь бы меня не трогали» вроде преклонных лет митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия? За годы минувшие со времен краха СССР, РПЦ привыкшая к вечному сервилизму и пресмыкательству перед властью, не породила ни одного харизматического и способного самостоятельно мыслить лидера. В известной степени на этот статус мог бы претендовать покойный Алексий II, но он не смог справиться со сложной задачей реформирования и модернизации Церкви, что стало особенно очевидно под конец его правления.

Шансы энергичного Гундяева, впрочем при всей кажущейся беспроигрышности к сожалению тоже не выглядят стопроцентно. Церковные иерархи в глубинке хотят лишь одного – чтобы у кормила церковной власти стоял человек, который не будет лезть в их дела, то есть чисто техническая, управляемая личность. Митрополит Кирилл с его амбициями и властолюбием кажется им слишком опасным.

Независимо от того, кто будет персонально избран новым главой Церкви, необходимо учитывать, что у русского патриарха руки сильно связаны. Он лавирует между правыми, левыми, государством, темной консервативной массой прихожан. Его главная задача - не поддержать какую-то силу – либералов, консерваторов, и т.п. а сохранить власть, надавав тем и другим по голове, кто слишком сильно высовывается как епископ Диомид. Русский патриарх это не папа римский, а чисто техническая должность больше занятая разруливанием разных интересов, чем продвижением каких-то вдохновенных идей – реформаторских, экуменических, реакционных и т.п. Он больше следит за сохранностью церквей и сдерживает радикалов грозящих единству Церкви расколами. Также важнейшая его функция – быть благопристойным русско-православным символов, который следит за каждым своим шагом, чтобы не повредить собственному имиджи, т.е. и имиджу возглавляемой им Церкви. В России патриарх это скорее функционер с довольно ограниченными возможностями для самостоятельных решений, он сильно зависит не только от архиеерев, но еще и от светской власти, которая в случае непослушания может в любой момент шантажировать его бывшими связями с советскими спецслужбами.

Наконец, что еще не позволяет надеяться на возможность модернизационных реформ - слишком консервативно настроены массы православных верующих. Если даже патриарх (допустим такую невероятную мысль) - поддерживает в душе либеральные идеи, то он будет держать при себе. А если попробует воплотить, то вызовет раскол в Церкви между собой (и группой своих сподвижников) и темной фундаменталистской массой верующих. Так что, скорее всего патриархом станет очередной благопристойный функционер, который еще на годы заморозит давно назревшие реформы Русской Православной Церкви, необходимые для ее встраивания в сложную ткань современной жизни с ее глобализацией, либерализмом, сверхскоростными коммуникациями, взаимопроникновением культур, рас и религий.

Сергей Путилов

Источник - http://uusikotimaa.org/9/042.htm



Источник:
Сергей Путилов

Новая родина

Архив новостей

Облако тегов:
церкви церковь патриарха власти верующих человек патриарх алексия слишком сильно диалога приходится гундяев темной напротив гундяева реформы россии советского русской период модернизации человека сейчас модернизации церкви экуменический диалог митрополит кирилл модернизационных реформ советскими спецслужбами советского тоталитаризма назревшие реформы давно назревшие реформы

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>