Христианские новости и новости религий со всего мира.
31.03.2008 18:24:01
Тюремных храмов все больше, а преступников не меньше
Тюремных храмов – все больше, а преступников – не меньше
Русская Православная Церковь совместно с Федеральной службой исполнения наказания (ФСИН) активно открывает на зоне храмы и засылает туда священников. Однако при нынешнем казенно-формальном подходе к делу эти усилия могут оказаться лишь удобной для начальства «показухой».
Как сказал на состоявшейся в Москве конференции «Спешите делать добро» о.Александр Добродеев, заведующий Сектором по взаимодействию с правоохранительными органами РПЦ МП, к настоящему времени в российских тюрьмах созданы 1100 православных общин. По итогам проведенного анкетирования, это привело к тому, что трое из пяти зэков в результате общения с православными батюшками уже пересмотрели свое отношение к жизни, поверили в Бога и решили стать на путь исправления. Однако подобные оптимистичные выкладки, которые уже записали себе в актив тюремные и церковные начальники могут оказаться банальным очковтирательством.
Как сказал корреспонденту Baznica присутствовавший на конференции известный рок музыкант Игорь Баранчиков, уже много лет занимающийся миссионерским служением в тюрьмах: «и без батюшек на зоне Бог – самый крутой авторитет». Но этого еще мало, чтобы объявлять о победе добродетели над преступностью. По словам музыканта из названных 80% процентов, реально православными, то есть живущими по заповедям Христа являются не более 20% зэков. Остальные хотя и имеют понятие о Боге и с удовольствием любят посетить службу, порассуждать о Библии (и многие даже учат наизусть), но на деле не многие придерживаются евангельских заповедей. «Человек может быть весь в татуировках с изображением креста, но чаще всего «блатные» зэки придерживаются древнего принципа «ока за око», - говорит Игорь.
Несмотря на церковно-чиновничьи парадные рапорты о «всеобщем оправославливании» зоны, на деле тюремные нравы остаются далеко не евангельскими. И это касается не только одних зэков, но и тюремщиков, которые часто избивают заключенных и обращаются с ними как с животными. Не так давно в знак протеста против произвола тюремных начальников в одной из российских тюрем 30 зэков предприняли попытку массового самоубийства, вскрыв себе вены. Так что работать батюшкам нужно и с душами надзирателей. А здесь-то пока подвижек не заметно никаких. Что касается зэков, то хотя многие и называют себя православными, крестятся и даже любят посещать службы, но как говорит Игорь Баранчиков, от этого они обычно вовсе не расстаются со своими уголовными привычками. Едва ли стоит ожидать от такого «православного» что после освобождения он будет исполнять библейские заповеди «не укради», «не убий» и т.д.
На самом деле оказывается, что построить на зоне храм и проводить там службы еще недостаточно, чтобы достучаться до загрубевших зэковских сердец. То, что результат православно-воспитательной работы обычно оказывается невысоким, по мнению Игоря Баранчикова объясняется тем, что чаще всего батюшки едут на зону не по призванию, а по назначению. По словам музыканта, есть священники, которые готовы с энтузиазмом работать на зоне целыми днями и ездить туда за тридевять земель. Но слишком много еще на зоне сейчас священников, особенно молодых, кто служит там «по обязаловке», «для галочки» - лишь бы отметиться. На памяти Игоря был и такой случай, что батюшка приехал к зэкам на БМВ, с крутой мобилой в руках – с ним «вообще никто из зэков разговаривать не стал».
Такова цена сращивания церкви и чиновничьего аппарата, в данном случае аппарата ФСИН. Обезличивание церковного служения, формализация евангельской миссии в тюрьме не дадут никаких результатов кроме очковтирательства в худших традициях советских времен. Когда декларировалось, что все наши граждане – образцовые строители коммунизма, а на деле процветали блат, воровство госсобственности и карьеризм.
Кроме того, как признался в кулуарах конференции о.Александр Добродеев, православно-просветительская работа на зоне мало что даст без создания параллельно серьезной государственной системы реабилитации зэков, помощи им в поиске работы после освобождения, создания служб морально-психологической помощи экс - заключенным, содействия в получении ими жилья. Однако здесь-то как раз чиновниками не делается ничего, нет и необходимого финансирования, несмотря на гигантские нефтегазовые сверхприбыли в бюджете. В результате многие зэки после выхода на свободу вновь возвращаются к своему преступному ремеслу. Так что рассчитывать на снижение уровня преступности в России в обозримом будущем – не приходится. Даже не смотря на радужные отчеты чиновников и церковных функционеров о тотальном «оправославливании» зоны.