Христианские новости и новости религий со всего мира.
20.03.2008 22:43:54
Христианская свобода и политическая диктатура
Христианская свобода и политическая диктатура
Существует мнение, что «закручивание гаек» в России отнюдь не повредит делу спасению людей во Христе. Однако опыт показывает, что отсутствие политических прав и свобод, неминуемо ведет и к ограничению религиозной свободы человека.
Мне довелось жить при советском безбожном тоталитаризме, ельцинской демократии, путинской диктатуре. Сейчас вот опять некая «оттепель» наметилась, по весне медведи выбираются из берлоги. Так что есть возможность сравнить - как отражались закручивания и ослабления политических гаек на главной из человеческих свобод – свободы жизни в Боге.
В советское время, как известно, о правах человека, говорить считалось не только дурным тоном, но и просто чревато тюрьмой. Религия была объявлена «опиумом для народа», массированная советская пропаганда промывала мозги гражданам атеистического государства с самого юного возраста. Тем не менее, не смотря на полный набор неблагоприятных для прихода к Богу обстоятельств – неверующие родители, отсутствие религиозной литературы, в том числе, книги книг – Библии, атеистическое образование и членство в комсомоле, система так и не смогла воспрепятствовать моему приходу к Христу. По достижении подросткового возраста, когда человек впервые начинает задумываться о смысле жизни, истоках всего сущего, жизни и смерти, других подобных важных вещах, Бог победил в моем сердце врага рода человеческого его же оружием. Помню, неизгладимое впечатление на меня в десятилетнем возрасте произвела выпущенная коммунистами антихристианская книга Лео Таксиля «Забавная Библия». Желая посрамить и высмеять Христа, этот превозносимый советскими безбожниками автор включил в свое сатирическое произведение и вполне серьезные короткие цитаты из Евангелия. Вот эти самые-то микроскопические цитатки, рассыпанные редким бисером по книге и взволновали юношескую душу. Все остальное – едкий сарказм, кощунственные насмешки Таксиля над Господом вызвали не столько смех, сколько любопытство и желание больше узнать о загадочном Христе. Вскоре мне в руки попало Евангелие, и я смог полностью удовлетворит свое любопытство, а в дальнейшем - прийти к Иисусу. Как видим, Бог, может использовать даже оружие врага, - как в данном случае книгу Таксиля, - когда хочет обратить человека к Себе. И никакая политическая система, даже самая богоборческая сему процессу спасения души воспротивиться не в состоянии.
Конечною большим подспорьем были также зарубежные христианские станции. В те времена – в начале восьмидесятых годов автор увлекался коротковолновым радиоприемом. И среди шорохов и позывных ночного эфира, часто в динамик прорывались программы Радио Монте Карло, Голоса Анд, Ватикана и других христианских станций где рассказывалось о Боге, сотворении человека и мира, Библии. То есть обо всем том, что в моей повседневной комсомольской жизни подвергалось остракизму и высмеивалось как «темные предрассудки».
Это раздвоение, когда постоянно точит еще и червь сомнения: «ты что один значит прав, а все остальные – миллионы твоих соотечественников, партия, государство, комсомол, – ошибаются?», - служило источником постоянной внутренней борьбы. Достать дополнительную христианскую литературу в том числе философскую тогда было практически невозможно. Зато широко ходили по рукам всевозможные рукописи и перепечатки разных гуру. В том числе по йоге, медитации, дзэн буддизму и прочей восточной мистике. В итоге в общем, как и многие ищущие советские молодые люди, «заболел» йогой. Увлечение восточной эзотерикой растянулось на годы, из СССР перетащил сей сомнительный духовный багаж и в «перестройку». Избавление от этого наваждения произошло по милости Божьей, благодаря окончательному приходу в ограду православия, которое к тому времени (начало девяностых) уже было не только разрешено, но и стало «официальной» государственной религией.
Какие выводы можно сделать на основании этого личного опыта осуществления своего главного права – права на спасение в условиях безбожной советской диктатуры? То есть в крайне неблагоприятных внешних - политических, социальных, интеллектуальных и прочих обстоятельствах? Прежде всего, наиболее важный и поразительный вывод – Бог может спасать людей, и доводить до них весть о спасении даже при тотальном запрете на христианскую проповедь, в практически полном религиозно-информационном вакууме. Даже в самой железобетонной атеистической системе, при тотальной промывке мозгов и запрете на распространение информации о Христе, Господь все равно найдет лазейку, чтобы проникнуть в сердце человека. Согласно секретной записке КГБ, начала восьмидесятых годов, в СССР до 60 процентов людей исповедовали православие. В то время, как в КПСС состояло лишь около 20 миллионов человек. То есть всего лишь 10 процентов населения. Таким образом идеологическую борьбу с Богом, коммунистическая партия, даже не смотря на колоссальные затраты, десятилетия гонений на Церковь, все - таки в итоге проиграла. Это банкротство атеистической идеологии, кстати, и стало одной из причин перестройки.
С другой стороны, отсутствие полноценного информационного поля и круга общения (в СССР человек был один на один с системой, все организованные, альтернативные официальной идеологии каналы общения и объединения единомышленников-диссидентов искоренялись в уголовном порядке как «антисоветская деятельность») – создавали большие трудности для воцерковления человека, даже знающего о существовании Бога. В итоге многие молодые люди, как автор, например, сбились с пути. Пришли от Бога в секты и различные нехристианские культы. Таким образом, запрет на свободное распространение христианской литературы, на свободу проповедь, отсутствие у людей верующих в Бога возможности собираться для общения, проповеди и молитв, характерные для тоталитарных систем – являются НАРУШЕНИЕМ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКУ БОГОМ ПРАВА НА СПАСЕНИЕ. То есть свобода совести, являющаяся одним из объектов преследований любых политических диктатур должна отстаиваться христианами как дар Божий. Поскольку свобода совести является если не самым главным, то одним из важнейших условий человеческого спасения.
Ограничения на создание общин, распространения литературы, запрет проповеди и молений, характерны не только для атеистического СССР, но и для всех тоталитарных систем. Например, в Белоруссии. Узбекистане, Туркмении и некоторых других недемократичных постсоветских государствах мы наблюдаем совершенно аналогичные действия властей. Государство там пытается контролировать Церкви через спецслужбы, препятствует миссионерской деятельности, запрещает открывать новые общины и храмы под предлогом борьбы с экстремизмом. В России РПЦ уже не преследуется. Но многие люди лишаются возможности прийти к Богу из-за дискриминации в отношении протестантских и католических проповедников. Получается, что человек ставится перед выбором: либо стать православным, либо погибнуть из- за того, что он не хочет идти в православный храм, а протестантскую или католическую проповедь, которую он хотел бы послушать, какой-то чиновник взял да и самовольно запретил, как «сектантскую» или «антигосударственную».
Вывод из всего этого напрашивается очевидный: политические диктатуры не могут остановить процесс спасения человека, но могут этому сильно помешать. Таким образом, в интересах христиан всех концессий – поддерживать либеральные политические тенденции в обществе. Чем общество демократичнее, тем более благоприятные условия в нем для ведения христианской проповеди. И наоборот, авторитарные системы, закручивание политических гаек ведут к сужению пространства, где можно было бы сеять семена христианского спасения. При этом не нужно обманываться официальными выкладками РПЦ, якобы свидетельствующими, что даже не смотря на нынешнее отсутствие политических свобод в России нынче чуть ли не поголовно все стали православными. Храмов понастроили действительно много. Но люди, особенно молодежь туда не идут. Многих отпугивает нынешний казенный статус православия, когда церковь превращается в идеологический отдел «Единой России», а не является местом, где можно получить ответы на важнейшие духовные запросы. Те кто еще несет в общество живые глаголы христианской веры – протестанты в значительной мере задавлены. Существуют ограничения и на католическую проповедь. Причем, подавляя совместно с чиновниками «нетитульные» христианские конфессии РПЦ страдает и сама. Сама Русская православная церковь миссионерскую деятельность практически не ведет («ходить по домам как протестанты – это не наш метод»), ограничиваясь в основном исполнением ритуалов в храмах. Вместе с тем, не секрет, что после принятия протестантизма, многие россияне затем часто переходят в православие. Следовательно, ограничивая приток в протестантские общины, РПЦ тем самым сокращает и количество людей, которые в дальнейшем могли бы перетечь в ее собственные ряды.
Проводимая сейчас в России державно-православная дискриминация протестантов и католиков объективно препятствует делу спасения людей. И потому должна быть отвержена всеми истинными чадами Христовыми. Благословение РПЦ политического закручивания гаек не приведет в храмы новых людей. Но зато помешает прийти к Богу тем, кто ищет спасения в других христианских конфессиях. Исповедуется пагубный принцип – пусть лучше человек погибнет, лишь бы не пришел к Богу через протестантскую или католическую конфессию. Возможность для таких злоупотреблений возникает именно в силу недемократичной природы нашего государства. То есть когда одна из титульных Церквей имеет возможность влиять на централизованное государство для получения превосходства или дискриминации «конкурентных» христианских конфессий. Едва ли будет полезно мешать людям идти к Богу, пусть даже и через «не наш», неправославный храм. Христиане всех конфессий должны стремиться к политической либерализации нынешнего российского режима, чтобы проповедь учения Иисуса стала более свободной, эффективной и доступной для огромного количества россиян живущих еще пока без Бога.