Христианские новости и новости религий со всего мира.
22.02.2008 16:45:08
Разбудят ли пензенские сидельцы совесть соборян?
Разбудят ли пензенские сидельцы совесть «соборян»?
Идеологи церковно-государственного союза собравшиеся на XII «Всемирном русском народном соборе» немало распространяются о «государствообразующих», «соборных» и прочих верноподданических качествах русского народа. Однако на самом деле из истории мы знаем, что когда Церковь начинала служить вместо Бога, кесарю, она сразу же отторгалась от себя истово верующими русскими людьми.
Это отторжение было во времена обер-прокурорства, когда православная церковь превратилась лишь в бюрократический департамент государственной машины. То же самое повторилось и когда церковь пошла на компромисс с безбожным комммунистическим режимом. В СССР параллельно с официальной, подконтрольной большевикам «сергианской» иерархией, в народе возникла подпольно действовавшая «катакомбная» Церковь, отказывавшаяся сотрудничать с атеистическими гонителями. В наше время, как видим на примере пензенских «сидельцев» - в русском народе живы традиции ухода в катакомбы, как способ протеста против обмирщения Церкви, ее огосударствления вопреки заповеди Христа: «Богу – Божье, кесарю-кесарево». Наиболее ярко свободолюбивые чаяния русских людей, нутром чуявших фальшь казенно-церковного суррогата «православия» воплотились в движении «бегунов», или «странников».
Еще во времена никонианских реформ, по выражению Николая Бердяева, «в народе впервые проснулось подозрение, что православное царство – Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной веры, государственной властью овладел антихрист». Духовные корни «странничества», широко распространившегося среди крестьян в XIX веке, восходят к старообрядческому отрицанию светской «антихристовой власти» и прислуживающей ей церковной иерархии. За столетие до появления «странничества», наиболее активная часть православного люда – старообрядцы проклинает этот противоестественный царско-церковный гибрид и уходит в леса с целью сохранения своей чистоты, в ожидании скорого второго пришествия Христа и скорого Страшного Суда над антихристовой властью. В восемнадцатом-девятнадцатом веках эта духовная традиция получает своеобразное продолжение.
Основателем «странничества», выделившегося из старообрядческого поморского толка в конце XVIII столетия, считается некто старец Евфимий, родом из Переяславля, Владимирской губернии. По всей вероятности он был беглый солдат. «Странниками» этих людей назвали потому, что основатель движения требовал от своих последователей прервать всякую связь с гражданским обществом, т.е. не писаться в ревизии, не платить государственных податей, не иметь паспортов и находиться в странствовании, на том основании, что в мире нынче спасение невозможно. Отсюда же они получили и второе название – «бегунов». Странники, принимая все начала беспоповщины, смотрели на Русскую Церковь, как на еретическую, и верили, будто антихрист уже пришел и царствует видимо на земле, в правительственной российской монархии, а потому необходимо отвергать исполнение всех исходящих от сей власти повелений. Понятно, что это было сопряжено с неминуемыми преследованиями властей – как светских, так и духовных, которые признали «странничество» одной из опаснейших сект.
Итак, не только крепостной крестьянин, раболепствующий перед барином и прикрепленный к земле, но странник или бегун – свободолюбивый человек, ушедший из мира, порвавший всякие связи с гражданской жизнью – такой новый тип русского религиозного характера сформировался на Руси еще двести лет назад. Бегун вынужден вечно странствовать, не имея «ни града, ни села, ни дому - таитися и бегати» от царя, помещика и прислуживающей им обер-прокурорской Церкви. Как поется в одной из бегунских песен:
Ничто не может воспретити
От странства меня отлучити
Пищи тако не алкаю,
Не так жаждою смущаюся
Странствовати понуждаюся.
Символом странничества становится изнемогавший под крепостным гнетом беглый крестьянин, убежавший от многолетней рекрутчины солдат, беглый преступник. Идейный багаж «странничества» был значительно заимствован от старообрядчества: с 1666 года в российском государстве настало царство антихриста; патриарх Никон – пророк антихриста; антихрист – это преемственный ряд царей, начиная с Алексея Михайловича и Петра Первого. Со времен Никона, Церковь поклонилась диаволу. Вся гражданская жизнь извращена ложными, законопреступными указами Петра с помощью его посланцев – чувственных бесов, бесовских полков воинских и гражданских властей. Уничтожены все благочестивые, Богоустановленные обычаи и учреждения. Петр заставляет всех людей принять печать антихриста – паспорт (в СССР катакомбники ИПХ-ИПЦ также отрицали паспорта. В наше время аналогом антихристовой печати стали ИНН, с «закодированным» в них числом зверя – 666). Екатерина размежевывает земли, раздает крестьян, словно бессловесный скот направо и налево. Засилье антихриста стало еще тягостнее и ненавистнее.
В годину коммунистических гонений, когда официальная «сергианская» иерархия пошла на сотрудничество с безбожной властью, взрывались храмы, верующих расстреливали и сажали в ГУЛАГ, эти образы ожили вновь. Сейчас, когда, тяготы возлагаемые крепнущим государством на население вновь растут: под контроль прожорливой бюрократии переходят целые отрасли экономики, бизнес обложен непосильными налогами, словно на дрожжах растут коммунальные тарифы, и все больше зажимаются гражданские и социально-экономические права населения, следует ждать появления новых антигосударственнических течений внутри русского православия. Как это всегда и бывало на Руси в периоды усиления гнета. И главное – когда Церковь вместо обличения злодеяний власть придержащих лишь благословляла их. «Пензенцы» - лишь первый сигнал властям и Церкви, что их авторитет среди русских людей стремительно падает.