Христианские новости и новости религий со всего мира.
04.02.2008 7:36:57
Максим Грек мученик за русскую свободу
Максим Грек – мученик за русскую свободу
4 февраля православные отмечают день св.Максима Грека – человека, которого русский царь и митрополит четверть века ни за что продержали в узах. Свободомыслие на Руси всегда было уголовно наказуемым деянием.
Максим Грек (Михаил Триволис по рождению) благодаря России, прожил жизнь поучительную, сколь и печальную. Просвещенный человек своего времени он столкнулся с тяжелой русской державной-православной средой и пал ее жертвой. Половина жизни Максима Грека прошла в заключении в России. Единственной причиной этого стало желание ученого монаха говорить правду. Не взирая на лица, как и учил Христос. На Руси это оказалось делом опасным. Русские власть имущие всегда отличались особой нетерпимостью к малейшей критике. И что самое прискорбное, Русская Церковь крайне редко возвышала свой голос в защиту свободы совести и свободомыслия, т.е. образа Божия в человеке. Куда больше было примеров преследований инакомыслящих с подачи церковной иерархии. Жертвой этого царско-церковного союза (противоречащего заповеди Христа о разделении Божьего и кесарева), и пал Максим Грек.
Он родился в греческом городе Арте около 1470 г. и происходил из знатного греческого рода, близкого к византийскому императорскому дому. Тринадцать лет он учился в лучших школах Флоренции, Болоньи, Падуи, Феррары, Милана. Несколько лет Михаил Триволис, провел на службе у итальянского гуманиста Пико делла Мирандола. Становится было католиком, но вскоре уходит из монастыря Святого Марка. В 1505 г. он уже обретается в качестве православного монаха на афонской Ватопедской обители, знаменитой своими книжными богатствами и учеными. Вскоре его отправляют к русскому царю для перевода церковных книг. Отправляясь в далекий путь с Афона через Константинополь в Москву, Михаил, прозванный на Руси Максимом Греком, рассчитывал вернуться домой очень скоро. Но жизнь сложилась иначе.
В это время на Руси еще не улеглись страсти порожденные спором между нестяжателями и иосифлянами. Максим оказывается в самом эпицентре жарких дискуссий. Основателем «нестяжательства» был св.Нил Сорский. Нищета, в глазах пустынника, была верным путем для достижения идеала духовной жизни. «Очисти келью твою, — учил старец, — и скудость вещей научит тя (тебя) воздержанию. Возлюби нищету, и нестяжание, и смирение». Возникновение «нестяжательского» течения церковной мысли связывают с собором 1503 г. Нил обличал греховность необъятных монастырских владений, (характерных, кстати, и для современной РПЦ). Будучи вызван Иваном III в Москву, Нил заявил: «Не достоит (недостойно) чернецем (монахам) сел (вотчин) имети». Он старался убедить монахов стать на путь спасения и добровольно отказаться от владения селами ради того, чтобы кормиться своим трудом и жить в нищете.
Максим Грек сближается с учеником Нила - Вассианом, в миру князем Василием Косым Патрикеевым. Последний выступил с резкими нападками на Иосифа Волоцкого – сторонника безудержного обогащения Церкви и жестокого преследования «еретиков». К которым, тогда причисляли вообще всех вольнодумцев. Ратуя за духовное возрождение общества, Максим выступил с яркой обличительной проповедью против монастырских стяжаний, ростовщичества, лихоимства. Максим Грек становится единомышленником Вассиана. Вассиан, критикуя современные ему монастыри, пытался устыдить их примером древних святителей, отличавшихся нестяжательностью, в т.ч. Василия Великого, который сказал грозившему ему императорскому чиновнику: «Что ты можешь взять у меня, кроме бедных одежд и книг моих, для тебя ненужных, а в них вся моя жизнь!» В противоположность этим примерам, Вассиан изображал современных ему святителей так: «Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах, о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, - а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками». По мнению Вассиана, монахи, как люди, отшедшие от мира, должны жить в молитве и уединении, питаясь исключительно от трудов рук своих. Постепенно вокруг Максима Грека и Вассиана формируется кружок единомышленников, не боявшихся критиковать светские и духовные власти за злоупотребления. Максим Грек стал на сторону партии нестяжателей. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждали недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни русского духовенства, эксплуатацию крестьян.
В 1522 году митрополитом стал ученик Иосифа Волоцкого - Даниил Рязанец, который повел жестокую борьбу против \"нестяжателей\". В итоге, сначала осудили Максима Грека, а потом и самого Вассиана Патрикеева. Суд состоялся в 1531 году и по его приговору Вассиана, обвиненного в \"нестяжательстве\" и ереси, заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он и погиб от рук \"презлых иосифлян\" уже через год.
Максима Грека на том же процессе обвинили ни много, ни мало в том, что он по злодейскому умыслу искажал суть Священного Писания, и осудили как еретика. «Богопротивного и мерзостного и лукавомудрого инока Грека Максима» по приговору церковного суда много лет держали на положении заключенного в Иосифо-Волоцком, затем в тверском Отрочьем монастырях, в сырой и тесной келье, где он терпел голод и холод, смрад, не позволяя даже на несколько минут выйти на свежий воздух. Кусочком угля на стене кельи замученный пленник написал прекрасный канон Утешителю Святому Духу — Параклиту. Принятый впоследствии церковью, он звучит сегодня во многих наших храмах в праздник Сошествия Св. Духа… Несмотря на многократное заступничество афонских монахов, и даже самого константинопольского патриарха, просивших отпустить Максима из России, его мечта умереть на родине так и не сбылась. Иван Грозный, правда, позднее разрешил перебраться узнику в Троице-Сергиев монастырь к доброму игумену Артемию. Здесь Максим и скончался в 1556 году, по истечении почти тридцатилетнего пребывания в заключении.
Афонский инок, претерпевший в России тяжкие страдания, за свободу своей новой родины, был причислен РПЦ к лику святых только четыреста лет спустя, в 1988 году. Восстановление исторической справедливости совпало с падением жесточайшей политической диктатуры коммунистов. Казалось бы, крах СССР, отсутствие государственного диктата - давали РПЦ хороший исторический шанс вернуться к наследию мудрого грека, нестяжателей и прочих православных ревнителей, мечтавших еще в 16 веке об освобождения Церкви от пут кесаря, сребролюбия и невежества. Но был избран путь начертанный как раз теми, кто отправлял св.Максима Грека в заключение. В наши дни заветы св.Максима, Нила Сорского и Вассиана Патрикеева, как и во времена их жизни преданы забвению. Покрыв толстым слоем сусального золота иконописный образ св.Максима Грека русская Церковь к сожалению, замазала и его светлые свободолюбивые идеи, которых так не хватает в современной России.