Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

15.04.2016 13:57:25

Вавилонская башня - История. Археология. Архитектура. Символика

Изучение Древнего Вавилона представляет не только сугубо историческое, но и религоведческое, культурологическое, социальное значение. Наследие этой древней цивилизации пережило на многие столетия ее саму, определив развитие не только математики (именно в Вавилоне впервые заложили основы алгебры, и было введено деление часа на 60 минут, а минуты - на 60 секунд), астрономии (составлена первая в мире карта звездного неба), архитектуры, но и религии, магии, оккультизма, астрологии (именно там были составлены первые гороскопы, появилось понятие сглаза, порчи и гадания) [3, с.440-442; 11, с.177-178; 21; 27, с.114; 29; 33; 40; 41; 62]. Наследие Вавилона оказало огромное влияние и на развитие большинства направлений христианства, которое вобрало в ходе исторического процесса весьма многие положения его философии и религии [2, с.163., 5, с. 159;20, с. 46-165], среди которых, в частности: соединение церкви и государства, соблюдение дня солнца — первого дня недели, институт жрецов и священников, как необходимых посредников между небом и человеком, строгое соблюдение религиозных обрядов, как залог спасения, поклонение и обоготворение людей, роскошная храмовая служба, подавляющая человека, заученные молитвы и составление специальных сборников молитв, паломничества к святым местам [9,т.1, с.209-210; 12, с.174-177].

В истории и религии древнего Вавилона особое место принадлежит Вавилонской башне, которая рассматривается, в основном, как грандиозный памятник древнего храмового зодчества и астрономическая обсерватория [11, с.177; 35; 53; 57], в то время как ее религиозное значение и место в системе верований Вавилона остается до конца не изученным. Учитывая это, целью данной работы стал комплексный анализ этнографических, исторических, археологических, религоведческих сведений о Вавилонской башне и установление ее роли в религиозных представлениях древних вавилонян.

Первое древнейшее упоминание о Вавилоне (см. рис.1) и Вавилонской башне мы находимв начальных главах первой книги Библии — Бытие: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там, и сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню… И сказал Господь… сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:1—9).

Библейское утверждение о Вавилонской башне долгое время считалось вымыслом, красивой легендой, с одной стороны, потому, что наука19-го начала 20 века не располагала сведениями не только о самой башне, но и о Вавилоне вообще, существование которого отрицалось; с другой стороны, это было время воинствующего атеизма, когда было общепринятым высмеивать Библию. Однако существенный удар по этим взглядам был нанесен после того, как были получены и проанализированы этнографические сведения народов земли, повествующие о строительстве на самой заре человеческой истории грандиозной башни [32]. Мы специально для демонстрации широты этих сказаний ниже приводим сведения, полученные в разных уголках земли по этому вопросу.

Острова Адмиралтейства. Жители островов Адмиралтейства рассказывают, что в древнее время «племя или род лохи насчитывало 130 человек и имело своим предводителем некоего Муикиу, который однажды сказал народу: «Построим дом вышиной до неба. Лохи начали строить, но когда дом почти был уже возведен, к ним явился… какой-то человек, который запретил им строительство. Муикиу сказал… Если бы никто не стал мне поперек пути, то у нас были бы дома высокие, как небо, а теперь твоя воля будет исполнена; и дома наши будут низкие. И с этими словами он достал воды и окропил ею своих людей. Тогда смешался их язык; они перестали понимать друг друга, и рассеялись по разным странам. Таким образом, каждая земля имеет свой язык» [28, с. 167-168].

Мексика. «Существует аналогичное Библейскому рассказу о Вавилонской башне предание в Мексике… так люди, желая увидеть восход и закат солнца… вздумали построить высокую башню, которая вершиной достигла бы неба. Поискав строительные материалы… они стали быстро сооружать башню. Когда они возвели башню… высоко, и им казалось, что она уже доходит до неба, властитель высот разгневался и обратился к небожителям с такими словами: «Видали вы, какую высокую и величественную башню соорудили, чтобы подняться сюда…? Пойдем, расстроим их замысел… В одно мгновение со всех четырех сторон света собрались небожители и молниями обратили в прах здание, возведенное руками людей. После этого люди, объятые ужасом, расстались друг с другом и разбрелись в разные стороны всей земли» [28, с.165-166].

Бирма. В Бирме существует такая легенда: «Во дни Пан-дан-мана люди решили построить пагоду вышиной до самого неба… Когда верхушка пагоды была уже наполовине пути к небу, Бог спустился на землю и смешал язык людей, так что они не могли понимать друг друга. После этого люди рассеялись» [28, с.167].

Тибет. «Библейское предание о вавилонской башне и смешении языков нашло свое отражение так же у микиров, одного из многочисленных тибетско-бирманских племен Ассама. Микиры рассказывают, что в стародавние времена… люди… вздумали завоевать небо и принялись строить башню, которая достигала бы небесного свода. Башня росла все выше и выше, пока, наконец… небожители смешали язык человеческий и рассеяли людской род по всем четырем странам света. Отсюда пошли все различные наречия человечества» [28, с. 167]. Подобные легенды есть практически у каждого народа земли: и у племени васена (Восточная Африка), и у племени тлинкитов на Аляске, и у кичей в Гватемале, и у южно-австралийских туземцев, и у сотен других племен и народов. Таким образом, было показано, что народы, живущие друг от друга на расстоянии сотен километров и ничего не знающие о существовании друг друга, оставили удивительно схожие между собой, а главное, с Библией, известия о строительстве небывалой башни, совпадающие даже в деталях, что, несомненно, указывает на то, что на самой заре человеческой истории, до расселения народов, действительно имело место строительство грандиозной башни. Известия о Вавилонской башне были получены и при изучении работ древних историков.

Наиболее полное описание Вавилонской башни нам оставил древнегреческий историк 5-го века до х. э. Геродот, лично посетивший Вавилон между 470 и 460-м годом до х.э. и поднявшийся на знаменитую башню, вот как описывал увиденное: «Храмовый участок — четырехугольный, каждая его сторона длиной в 2 стадии. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем, восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол» [7, кн. 1, 181, с. 79].

Интересные сообщения о строительстве башни оставил нам крупнейший римский историк 1 века х. э., иудей по национальности, Иосиф Флавий: «К… дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их (т. е. народ. — А.О.) Немврод (по-еврейски — Нимрод. — А.О.), внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут бояться Бога и отпадут от Него, если согласятся жить под властною защитою его, Немврода. При этом хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков. Толпа единодушно выразила желание последовать предложениям Немврода и стала считать повиновение Господу Богу позорным рабством. И вот они начали строить башню, не щадя рвения и усилий. Вследствие множества рабочих рук башня росла скорее, чем можно было бы раньше предполагать, причем ширина ее была столь велика, что вследствие этого вышина ее не так бросалась в глаза зрителям. Строилась она из жженого кирпича, залитого асфальтом, чтобы вода не могла проникнуть в нее. Видя такое их безумие, Господь Бог, хотя и решил не губить их совершенно, несмотря на то, что они могли бы быть благоразумнее вследствие примера гибели прежних людей от потопа, однако посеял между ними распрю, сделав их разноязычными и тем самым вызвав среди них непонимание друг друга. То место, где они построили башню, называется теперь Вавилоном вследствие произошедшего здесь смешения языков, вместо которых раньше был один всем доступный… Об этой башне и смешении языков упоминает также Сивилла (священные книги древних этрусков и римлян. — А.О.), выражаясь следующим образом: «Когда все люди говорили еще на одном языке, некоторые из них начали строить страшной высоты башню, чтобы при помощи ее взойти на небо. Боги, однако, наслали ветры, сокрушили башню и при этом дали каждому (из строителей) особый язык. Отсюда и город стал называться Вавилоном» [10, т. 1. Кн. 1, 4, 2, 3. с. 26-27].

Последняя же точка в дискуссиях о существовании Вавилонской башни была поставлена в ходе археологических исследований древнего Вавилона, начатых еще К. Д. Ричем в 1811 году, Ж. Оппертом и Ф. Френелем в 1852 году («Etudes sumerinnes», 1881), О. Г. Лэйярдом в 1850 году («NinivenandBabylon…», 1853), О. Рассамом с 1878 по 1889 год («CatalogueofthecuneiformtabletsintheKouynjikCollectionoftheBritishMuseum» в 5-ти томах, 1884) и блестяще продолженных немецкой экспедицией профессора Роберта Кольдевея, проводившей с 1899 по 1917 гг. раскопки Древнего Вавилона, в ходе которых и была в 1909 году, наконец, открыта сама легендарная башня [13, с.30-31; 42, 44; 54; 55; 61]. Это подтверждали не только ее расположение в центре храмового комплекса, размеры, форма, но и многочисленные надписи на кирпичах с именем Этеменанка, то есть, «Дом основания неба и земли», как горделиво называли свою башню сами вавилоняне [13, с.31]. В 1913 году, благодаря во многом малому количеству выпавших осадков, удалось исследовать намного тщательнее это знаменитое сооружение древности (см. рис.3). Башня стояла на равнине Сахн, буквальный перевод этого названия — «сковорода». «Наша Сахн, — писал Кольдевей, — не что иное, как форма древнего священного округа, в котором находится зиккурат Этеменанки — храм Краеугольного камня неба и земли, Вавилонская башня, окруженная со всех сторон стеной, к которой примыкали всякого рода здания, связанные с культом» [6, т. 3, с.218; 43; 45; 53].

Итак, в ходе дальнейших раскопок и исследований было установлено, что вавилонская башня высотой в 90 метров состояла из семи ступеней — ярусов. Каждый уступ был выкрашен в особый цвет и представлял собой храм, посвященный отдельному божеству. Первый, нижний уступ был черным, второй — красным, третий — белым. Последний, седьмой, был выложен снаружи бирюзовыми глазурованными плитками и украшен золотыми рогами, издалека сиявшими путникам, направлявшимся в Вавилон (см. рис. 4,5) [19, с. 37].

Высокаястена отделяла территорию Этеменанки от внешнего мира [12, с.157-158]. Благодаря исследованиям были вычислены площади каждого из этажей башни: 1-й этаж—91,5 X 91,5 X 33 м;2-й этаж—78 X 78 X 18м; 3-й этаж 60 X 60 X 6 м;4-й этаж — 51 X 51 X 6 м;5-й этаж 42X42X6 м; 6-й этаж — 33 X 33 X 6 м;7-й этаж 24 X 21 X 15 м. [2, с.161-163; 53; 58].

Так же в ходе раскопок в Месопотамии были обнаружены многочисленные глиняные таблички вавилонских и ассирийских царей, описывающих различные этапы строительства, восстановления или, наоборот, разрушения Вавилонской башни. Так отец знаменитого вавилонского царя Навуходоносора Второго царь Набополассар пишет на одной из таких глиняных табличек: «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье» [6, т. 3, с. 217].

В восстановлении этой великой башни, обрушившийся к тому времени, Набопалассар заставил участвовать и своих сыновей.«Я велел сплести из золота и серебра корзины для кирпича, и Навуходоносора, старшего сына, любимца моего сердца, я заставил носить вместе с моими людьми глину, смешанное вино, чистое вино, масло, пряные травы. Набушумулишира, его меньшего брата, младшего отпрыска моего, любимца моего, я заставил взять кирку и лопату, возложил на него корзину для кирпичей из золота и серебра… Как навсегдауложены кирпичи Этеменанки, так укрепи и основание моего трона на долгие годы» [59, р. 43].

Однако полностью восстановить башню Набополассар не успел, это продолжил его сын Навуходоносор (см. рис. 6), о чем он не преминул упомянуть в своей летописи. Царь Навуходоносор пишет: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом» [59, р. 47].

Известия о Вавилонской башне были обнаружены и в летописи ассирийского царя Синаххериба [48, р.83] (Библейский Сеннахерим – Ис. 36:1), повелевшего разрушить ее в отместку Вавилону, который восстал против него. Но страх даже перед разрушенной святыней, а главное, перед могущественнейшим вавилонским жречеством был так велик, что уже сын Синаххериба Асархаддон повелевает восстановить Вавилонскую башню [34, р.12]. Во дни господства в Вавилонии персов башня все более и более приходила в упадок и ситуация изменилась только с приходом войск Александра Македонского, который, решив сделать Вавилон столицей своей империи [13, с.77; 58], решает восстановить и его главный символ Этеменанку, а точнее, снеся старую, воздвигнуть на ее фундаменте новую, в еще большем великолепии. «Однако для этого требовалось много труда и продолжительное время (только одна расчистка мусора заняла бы 10 000 человек в течение двух месяцев), поэтому царь не успел окончить предприятие, так как вскоре его постигли недуг и кончина» [26, кн. ХVI, 5. с. 685-686].

Новую попытку восстановить башню делает в 287 г. до х.э. царь Сирии Антиох Первый из эллинистической династии Селевкидов. Восстановление Этеменанки продолжили и его преемники, но это было последним «вздохом» легендарной башни [60, р.29]. Ибо после того, как Вавилон в 140 году до х.э. захватывают парфяне, Этеменанка приходит в полный упадок, теряя свое культовое значение, используясь вначале в качестве подсобного сооружения, а затем после разрушения на ее месте начинают воздвигать простые жилые дома, остатки которых были также обнаружены археологами [13, с.82]. Описывающий Вавилон в I веке х.э. историк Диодор Сицилийский, в своей «Исторической библиотеке» писал, что уже от самого города практически ничего не осталось [62, p.334].

Таким образом, Вавилонская башня, просуществовала с учетом многократных разрушений и восстановлений более 2000 лет, считая с начала ее первой неудачной постройки около 2200г. до х.э., описанной в книге Бытие и по, примерно, 100 г. до х.э., явившись, таким образом, самым большим долгостроем в истории земли.

Сама Этеменанка располагалась на территории Эсагилы (в пер. «Дом поднятия головы), которая была расположена в самом центре Вавилона и представляла собой неприступный Храмовый город, обнесенный крепостной стеной, своеобразный религиозный кремль (см. рис. 7).

Эсагила являлась религиозным центром не только Вавилонии, но и всего тогдашнего мира. Жрецы, обучавшиеся в ее школах, отправлялись затем в разные страны — Египет, Элам, Мидию, Ассирию, сохраняя верность верховному жрецу Эсагилы. Таким образом, Этеменанка была оплотом язычества всего тогдашнего мира, олицетворяя собой связь неба с землей, миром людей и духов, которую, якобы, осуществляли жрецы [1, 16, 31, 46]. Астрология, знаки зодиака и гороскопы, гадания, гемерология (определение «благоприятных» и «неблагоприятных» дней), мистика цифр, спиритизм, магия, колдовство, заговоры, сглазы, вызывание злых духов — все это было разработано именно в чертогах Эсагилы и дожило до наших дней [12, с. 160-191, 247; 25, ч. 1. с. 81-108].

Сердцем Эсагилы, как мы уже упоминали, была Вавилонская башня-Этеменанка. Сама форма башни и количество этажей в ней не были случайны. Дело в том, что в Древнем Вавилоне существовала семерка верховных богов, каждый из которых имел свой город, свой храм-жилище, свои функции, свое небесное светило и свой день недели [2, с. 161-163; 27, с. 106].

В эту семерку входили: бог мудрости Набу — город Барсиппа, храм Эзида, планета Меркурий, среда (по-французски mегсгеdi — «день Меркурия»); бог солнца и справедливости Мардук — город Сиппар, храм Эбаббарра, воскре­сенье (по-немецки Sonntag, по–английски sanday — «день солнца»); бог луны и знаний Син — город Ур, храм Эгишширгаль, понедельник (по-французски lundi — «день луны»); бог кровопролитной войны и владыка преисподней Нергад — город Кута, храм Эмешлам, планета Марс, вторник (по-французски mardi — «день Марса»); бог мудрости Меродах, планета Юпитер, четверг (по-французски jeudi— «день Юпитера»;бог счастливой войны Нинурта, — город Киш, храм Эпатутила, планета Сатурн, суббота (по-английски saturday — «день Сатурна»); богиня любви и красоты Иштар — город Урук, храм Эанна, планета Венера, пятница (по-французски vendredy— «день Венеры») [2, с. 161-163; 3, с. 442; 27, с. 106].

Помимо этого, каждому из этих богов был свойственен свой цвет: Мардуку – золотой, Сину – зеленый, Нергалу – красный, Нево – синий, Меродаху – оранжевый, Иштар – белый, Нинурте – черный. Одновременно с этим каждый из этих богов имел свой металл и драгоценный камень. Отсюда учение о том, что в зависимости от того, когда человек родился, он должен носить свой определенный камень. Итак, у Мардука это были золото и бриллианты, у Сина – серебро и лунный камень, Нергала – железо и рубин, Нево – ртуть и сердолик, Меродаха – медь и аметист, Иштар – олово и изумруд, Нинурты – свинец и обзидан [4, с. 62-63,78-81,96-99; 18, с. 256-257; 24, с.214-215, 304-305; ] .

Эта семерка богов воплощала единство Вавилонии, федера­цию ее семи главных городов, семь видимых невооруженным глазом светил солнечной системы, семь дней недели. Через по­средство греков, римлян, евреев и арабов священная вавилонская семерка и некоторые, связанные с нею, представления вошли в культурную традицию всех христианских и мусульманских на­родов, т. е. доброй половины всего человечества [2, с. 61-163; 4, с. 62-63, 78-81, 96-99; 14, с. 79-83; 18, с. 256-257; 24, с.14-215, 304-305].

При этом уже само название башни — Этеменанка — краеугольный камень неба и земли, — говорит о многом. Достаточно вспомнить, что Библия краеугольным камнем называет Христа. Но у вавилонян краеугольным камнем, который, якобы, соединял небо и землю, была их башня, одним своим названием бросавшая вызов Богу на протяжении долгих столетий, став одновременно и символом человеческой гордыни, недаром, как мы видели, все великие завоеватели хотели отстраивать Вавилон и его великую башню. Нумерация этажей, представленная в таблице, дана сверху вниз. Каждый этаж Вавилонской башни представлял собой храм тому или иному богу древнего Вавилона: Мардуку, Нергалу, Нанну, Нево, Иштар и т. д. Служение на том или ином этаже, т. е. в честь того или иного бога, происходило в зависимости от дня недели, т. е., в день солнца (в русск. языке – воскресенье) служение шло в честь Мардука, в понедельник — в честь Нанну, во вторник в честь Нергала, и т. д. Каждый из вавилонских богов был тесно связан с определенной планетой. Вавилонянам были известны 5 планет солнечной системы плюс солнце и луна, символами которых и были украшены соответствующие этажи вавилонской башни. Каждый из этих этажей был выкрашен в свой цвет, на чем мы остановимся подробнее чуть ниже. Вавилоняне были отцами астрологии, и именно они впервые разработали ставшее сегодня весьма распространенным учение-суеверие о том, что в зависимости от того, в какой день родился человек и под влиянием какой планеты, он должен носить тот или иной металл и драгоценности. Для каждого бога были свои камни и металлы, которыми и украшались соответствующие этажи, представленные в таблице. Религия Вавилона была не только оккультной по своей сути, но и развращенной. Так,каждая (!) женщина Вавилона, перед тем, как выйти замуж, должна была пойти в Эсагилу и отдаться первому пожелавшему ее мужчине, принеся деньги, полученные за проституцию, в храм. «Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недо­стойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множе­ства слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афроди­ты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Пря­мые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожида­ющих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бро­сит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами свя­щенного участка. Бросив женщине деньги, он должен толь­ко сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!» Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги жен­щине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут вы­полнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года»[7, Кн. I, 199, с. 87-88]. И потому развалины Этеменанки хорошо помнят этот массовый разврат, царящий у ее подножия и освященный ее развратными и жестокими богами».

Обратим теперь внимание на один очень примечательный момент. Верхний этаж башни был посвящен верховному богу Мардуку, он олицетворялся с солнцем, был выкрашен в золотистый цвет и украшен бриллиантами. Служение в нем проходило в первый день недели — день солнца (в русск. языке — воскресенье). Самый же нижний этаж вавилонской башни был посвящен богу Нинибу, ассоциировавшемуся с войной, смертью, выкрашен в черный цвет, отделан тяжелым, неблагородным металлом — свинцом. И служения в нем проходили в субботу, которая в религии вавилонян и была днем черным, «свинцовым», нерадостным, в то время как день солнца провозглашался счастливым днем. Мы видим, как в одном этом вавилоняне открыто выступали против Бога, попрали и извратили IV Божью Заповедь о субботе, как Господнем дне, дне счастья, отдыха, общения с Творцом (Исход, 20 глава), превратив ее в черный, свинцовый день и вместо нее воздвигнув свой день — день солнца, в который праздновался главный культ Вавилона — поклонение солнцу.

Выводы. 1. Комплексное исследование этнографических, исторических, археологических данных, несомненно, позволяет утверждать о существовании Вавилонской башни и полном подтверждении библейских сведений о ней;

2. Вавилонская башня представляла собой не только грандиозное культовое сооружение, но являлось целым храмовым комплексом, внутри которого располагалось семь святилищ верховных богов Вавилона;

3. Символика Вавилонской башни носила астрологический и оккультный характер;

4. Вавилонскую башню можно рассматривать, как символ всей религии Вавилона (многобожия, понятия верховных богов, планет покровительниц, камней-оберегов), находящейся на протяжении истории в антагонистических отношениях с положениями и законами Библии;

5. Духовное наследие Вавилона проникло сегодня во многие христианские учения, а также, философии, являясь, одновременно, и фундаментом современной астрологии и оккультизма.

Список использованной литературы

1.Арно Д. Навуходоносор II, царь вавилонский. М.: Молодая гвардия. 2009.

2.Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М.: Мысль. 1971.

3.Вебер Г. Всеобщая история. М.: и-е К.Т. Солдатенкова. 1885. Т. 1.

4.Винклер Г. Вавилон, его история и культура. Спб.: И-во П. П. Сойкина, 1913.

5.Волкославский Р. Н. Энциклопедический атлас библейской истории. Заокский: Источник жизни. 2005.

6.Всемирная история. В 24 т. Мн.: Литература. 1996. Т. 3.

7.Геродот, История, М.: Ладомир. 1999.

8.Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М.: Наука. 1983.

9.Иллюстрированная история религий. // Под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссея. В 2 т. М. 1992. Т. 1.

10.Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Мн.: Беларусь. 1994. Т. 1. Кн. 1.

11.История Древнего Востока. // Под. ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа. 2001.

12.Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. М.: Наука. 1979.

13.Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. М.: Наука. 1991.

14.Климишин И. А. Календарь и хронология. М.: Политиздат. 1990.

15.Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии. М.: Наука. 1983.

16.Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат.1966.

17.Ллойд С. Археология Месопотамии. М.: Наука. 1984.

18.Мамуна Н. В. Зодиак богов. М.: Алетейя, 2000..

19.Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес древней Ойкумены, М.: Наука. 1990.

20.Опарин А. А. И камни возопиют… Харьков: Факт. 2000.

21.Опарин А. А. Древние города и Библейская археология. Харьков: Факт. 1998.

22.Опарин А. А. Атлас Древней и Пророческой истории. Харьков: Факт. 1999.

23.Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука. 1980.

24.Рагозина З. А. История Халдеи. Спб.: И-е А. Ф. Маркса. 1902.

25.Религии мира. Энциклопедия. В 2 ч. М.: Аванта+. 1996. Ч.1.

26.Страбон. География в 17 книгах. М.: Ладомир. 1994.

27.Струве В. В. История Древнего Востока. Л.: ОГИЗ. 1941.

28.Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат. 1985.

29.Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М. 2004.

30.Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч. 1-2. М.: Наука. 1980.

31.Якобсен Г. Сокровища тьмы.: История месопотамской религии. М. 1995.

32.Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М.: Наука. 1981.

33.Andrae W. Der Babylonische Turm. — MDOG 71. 1932.

34.Borger R. Die Inschriften Asarhaddons, K6nigs von Assyrien. Archiv f. Orientforschung. Beiheft 9, Graz, 1956.

35.Dombart Th Der babylonische Turm. — Der Alte Orient 29/2. Leipzig. 1930.

36.Falkenstein A., von Soden W. Sumerische und akkadische Hymnen und Gebete. Zarich—Stuttgart. 1953.

37.Freydank H.,ReinekeW..Schetelich M.Thilo Th.Der Alte Orient in Stichworten. Leipzig. 1978.

38.Gressmann H. Altorientalische Texte zum Alten Testament. Berlin—Leipzig. 1926.

39.Heinrich E. Zur Entstehung der Zikkurate. — Festschrift A. MoortfH. Berlin. 1964.

40.Klengel H. Hammurapi von Babylon und seine Zeit. Berlin. 1980.

41.Klengel-Brandt E. Reise in das alte Babylon. Leipzig. 1977.

42.Koldewey R. Die Tempel von Babylon und Borsippa. — WVDOG 15. Leipzig. 1911.

43.Koldewey R. Der babylonische Turm nach der Tontafel des Anubelschunu. —MDOG 59, 1918.

44.Koldewey R. Das wieder erstehende Babylon. Leipzig. 1925.

45.Lenzen H. Die Entwicklung der Zikkurat. Leipzig. 1941.

46.Lenzen H. Mesopotamische Tempelanlagen von der Frilhzeit bis zum 2. Jahrtausend. — Zeitschr. f. Assyriologie NF 17. 1955.

47.Lenzen H. Gedanken iiber die Entstehung der Zikkurat. — Iranica Antiqua 6. 1966.

48.LuckenbillD.D.Annals of Sennacherib. Oriental Institute Publications II. Chicago. 1924.

49.Martiny G. Astronomisches zum Babylonischen Turm. — MDOG 71. 1932.

50.Minkowski H. Aus dem Nebel der Vergangenheit steigt der Turm zu Babel. Berlin. 1960.

51.Orthmann W. (Hrsg.) Der Alte Orient (Propimen—Kunstgeschichte, Bd. 14). Berlin. 1975.

52.Pallis A. The Babylonian Akitu Festival. Krfbenhavn,.1926.

53.Parrot A. Ziggurats et tour de Babel. P. 1949.

54.Renger J., Cooper J. S. Heilige Hochzeit. — Reallexikon der Assyriologie IV 4/5. B. 1975.

55.Schmid H. Ergebnisse einer Grabung am Kernmassiv der Zikkurat in Ba­bylon. — Baghdader Mitteilungen 12, 1981.

56.Sellnow L. (Hrsg.) Weltgeschichte bis zur Herausbildung des Feudalismus. Berlin.1958.

57.Symposium Babylon — Assur — Hamrin. Bagdad, 1978 — Sumer 35. 1979.

58.von Soden W. Etemenanki vor Asarhaddon. — Ugarit-h en. -Forschungen 3. 197I.

59.Wetzel F. Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon. — WVDOG 59. Leipzig. 1938.

60.Wetzel F., Schmidt E., Mallwitz A. Das Babylon der Spatzeit. — WVDOG 62. 1957.

61.Wolfling S. Untersuchungen zur Geschichte und Organisation der deutschen archaologischen Forschung im Vorderen Orient 1871 — 1945, Habilitations-schrift, Halle. 1968.

62.Unger E. Babylon. Berlin- Leipzig. 1931.

Источник:

http://

Архив новостей

Облако тегов:
вавилонской вавилона вавилон древнего история истории leipzig babylon вавилонская деньги религии образом berlin этеменанки этеменанка человек которых солнца вавилонии строить недели женщин господь французски планета выкрашен служение orient камень эсагилы восстановить этажей вследствие именно многие востока вавилоне храмового астрологии зависимости должна археологических древних мардуку черный одновременно культура значение koldewey lenzen zikkurat наследие древней политиздат опарин харьков babylonische вавилонян семерка построить времени каждая вавилоняне теперь историк известия языков отсюда каждого существовании начали человеческой народов навуходоносор стороны высокую носить заставил первый строительстве обнаружены вавилонскую верховных древнего вавилона начали строить древнего востока babylon leipzig краеугольным камнем кленгель брандт история древнего солнечной системы существовании вавилонской этнографических исторических наследие вавилона исторических археологических человеческой истории смешении языков должен носить история древнего востока этаж вавилонской башни существовании вавилонской башни заре человеческой истории этнографических исторических археологических

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>